?

Log in

No account? Create an account
 
 
29 June 2011 @ 02:05 am
Обзор: Новый джаз в России и его истоки в СССР  

Часть 6

Части 1, 2, 3, 4, 5

Судьба "новой" музыки после перестройки

После распада СССР сошел на нет миф о советской «новой музыке», не только из-за затухания политического интереса к стране, но и из-за исчезновения со сцены мифологизированных музыкантов. Уехали Анатолий Вапиров, Михаил Альперин, Вячеслав Ганелин, умер Сергей Курехин, представления Владимира Чекасина стали нести меньшую музыкальную нагрузку. Известное падение интереса к авангарду критик Дмитрий Ухов объясняет в том числе и описанным экзистенциалистами еще в 40-50-е годы феноменом "бегства от свободы", когда свобода выбора приводит к выбору и без того "близлежащего" - самого простого, насущного, то есть коммерчески беспроигрышного и не требующего небанальных творческих решений.

На особенности всей истории джаза в России и новой музыки как наследника этой истории указывает музыкант и публицист Андрей Соловьев: Главный парадокс истории отечественного авангардного джаза, в том, что многие привычные ориентиры здесь оказались сильно смещенными: если во всем мире авангардисты искали альтернативные пути, чтобы каким-то образом опротестовать ценности буржуазного мира, потребительского общества, то для наших соотечественников это был выход, как ни странно, именно туда – в буржуазность, в западное мироощущение, попытка приобщения к ценностям европейской цивилизации.



Условно персонажи новой импровизационной сцены в России можно разделить на несколько групп. Ветераны, пришедшие из советских времен, составляют большинство. Они делятся на тех, кто покинул страну, и тех, кто продолжает предпринимать некие усилия, никуда не уезжая. Флагман авангарда, трио Вячеслава Ганелина постепенно распалось в середине 80-х. Его лидер, пианист, композитор, продолжил свои жизненную и творческую линии в Израиле – там он преподает, выступает с различными проектами, организует свой фестиваль. Впрочем, услышать его выступления можно в Европе, в США, иногда он музицирует в России. Чаще всего это выступления с мультинструменталистом Гершоном Вайзерфирером, в трио с саксофонистом Пятрасом Вишняускасом (Литва) и барабанщиком из Германии Клаусом Кугелем, а также мультижанровые проекты с пластической импровизацией. Участники трио Ганелина саксофонист Владимир Чекасин и барабанщик  Владимир Тарасов очень активны вне Литвы, в которой они оказались после распада Советского Союза. Чекасина можно встретить на пространствах от Мюнхена, где он долгое время преподавал, до Перми, в оперном театре которого он занят постановкой собственного произведения. Перформансы Владимира Тарасова тоже происходят по обе стороны Атлантического океана и привлекают к участию в них многочисленных мастеров новой импровизационной музыки.

Трио Михаила Альперина, известное в России и в Европе под названием Moscow Art Trio, тоже Анатолий Вапировможно считать покинувшим страну. Альперин с начала 90-х годов преподает в Норвегии, там в Академии музыки он видная фигура, в его класс огромный конкурс, ну а его музыкальные проекты можно слышать на европейской сцене. Аркадий Шилклопер делит свое время между странами Европейского союза и Россией. Он в высшей степени востребован благодаря виртуозному владению всей совокупностью своих инструментов от валторны до альпийского рога. Третий участник ансамбля фольклорный исследователь, кларнетист и вокалист Сергей Старостин единственный, кто "привязан" к Москве. Трио, тем не менее, существует, хотя и не очень регулярно. Покинул страну и еще один важный персонаж новой музыки - саксофонист и композитор Анатолий Вапиров. Перебравшись в 80-е годы в Болгарию, он и там остался в статусе композитора, вступив в атавистично-социалистический "Союз композиторов". Однако его джазовая деятельность продолжается и в качестве руководителя многочисленных временных объединений с музыкантами Востока и Запада Европы, а также в качестве руководителя Международного фестиваля в Варне.


Движение на Запад началось достаточно интенсивно еще в начале 70-х. Из музыкантов, имеющих отношение к постбоповой стилистике нужно упомянуть уехавшего в Израиль по религиозным причинам саксофониста Романа Кунсмана. Однако его увлечение идеями Орнетта Коулмана там не получило продолжения. Некоторое число музыкантов покидало уже не Советский Союз, а постперестроечную Россию. Типичный пример многогранная тувинская вокалистка Саинхо Намчылак. После получения весьма солидного образования в Москве, она влилась в авангардные ряды российских музыкантов, прежде всего в лице участников трио "Три О", а впоследствии переехала в Вену. Такая перемена мест позволила ей гораздо мобильнее объединяться с огромным числом музыкантов радикальной направленности, выступать с концертами и выпускать несметное число записей.  Но Саинхо неплохо помнят и в России, так что она продолжает собирать небольшую, но стабильную аудиторию во время нечастых, но регулярных приездов в две столицы России, чаще всего проездом в родную Туву. Другая судьба у российских музыкантов, достаточно заметных на европейской новоджазовой сцене, но не успевших зафиксироваться в сознании соотечественников. Примером такого рода может служить очень интересный в своих проектах американский, но живущий в Германии пианист Симон Набатов.

Есть в истории новой импровизационной музыки России личности, которые, покинув этот мир, закрыли за собой дверь в целый стиль, можно сказать, в связанное с эти ними направление. Романтический и экстремальный постмодернизм исчерпал себя со смертью в 1996 году Сергея Курехина. Целый полистилистический анклав ушел в 2001 году вместе с лидером группы "Архангельск", душой северных российских фестивалей, саксофонистом Владимиром Резицким.

 

 (продолжение следует)

 
 
 
(Anonymous) on December 10th, 2012 02:32 pm (UTC)
Не понятно только .что Вы подразумеваете под словом "джазок" ..Если традиционный джаз \танцевальную его разновидность 30-х40х в том числе,то по вашему тону можно понять ,что авангард -это джаз,а всё остальное -"джазок"..Весьма странное представление о джазе.. Может Вы просто предпочитаете авангард ,как стиль,но это не повод для обвинений в "коммерциализации" музыкантов исполняющих традицию,В том числе и танцевальную её разновидность.. Чарли Паркер ,Колтрейн ,Телониус Монк и мн..др.. говорили о том ,что би-боп ,например -это вообще не джаз..А про Паркера писали:" ..если вы слушаете Паркера -значит джаз умер...Трудно ,знаете ли сказать "Моцарт-это классюшка,коммерция "..А Бах -это круто.. Не кажется странным фамильярность некая, по отношению к более доступным и лёгким для восприятия формам"джазка"?? Или Джо Пасс уже тоже -"джазок" ?? И Барней Кессел? и Чарли Кристиан?? Не понятно..
mitropolskimitropolski on December 10th, 2012 08:47 pm (UTC)
К сожалению, не могу обратиться к вам "уважаемый", поскольку вы "Аноним". Ваша неосведомленность в истории джаза, в русском языке ("непонятно" пишется вместе), непонимание, что такое стиль, разновидность и пр. не является основанием для столь безапелляционных суждений. Я понимаю, что ваше джазовое образование остановилось на печально известной книжке Юга Панасье "История подлинного джаза". Но тогда надо начинать читать настоящие книги, слушать специалистов. Приходите ко мне, я читаю двухгодичный "курс истории и стилистики джаза", основная часть которого посвящена традиционному джазу. Но не "джазку", под которым понимается псевдоджазовый ширпотреб, который был во все времена. Я полагаю, что мой опыт 45 лет исследования джаза, моя деятельность на радио, ТВ, мои тысячи учеников в какой-то мере должны меня предохранять от хамских заявлений неучей.

Edited at 2012-12-10 08:49 pm (UTC)