?

Log in

No account? Create an account
 
 
30 June 2011 @ 11:32 am
Обзор: Новый джаз в России и его истоки в СССР  
Часть 7

Персонажи "новой" музыки в России сегодня

На современной сцене новой музыки в России осталось не так уж много персонажей и художественных групп, ведущих свою историю из Советского Союза. Впрочем, сменяющее их поколение тоже трудно считать многочисленным. Пожалуй, самый мощный творческий импульс продолжает исходить от объединения двух выдающихся питерских музыкантов Вячеслава Гайворонского (труба, композиция) и Владимира Волкова (контрабас). Вячеслав Гайворонский часто выступает в качестве идеолога и композитора. Его богатая история включает много сцен от яркого программного тематизма до постмодернистских коллажей, от звучания изломанной трубы хирурга-акушера чеховского типа до спиралевидного возврата к Баху. Владимир Волков, изначально нацеленный на академическую музыку, очень многое получил от своего старшего партнера, но затем, будучи очень открытым музыкантом, наращивал свой исполнительский эстетический арсенал в огромном числе проектов. В последние годы Волков является как инициатором, лидером собственных проектов, таких как, например, ВОЛКОВТРИО, так и участником многих международных стабильных или спонтанных ансамблей, в которых он играет вместе с Владимиром Тарасовым, Андреем Кондаковым, Аркадием Шилклопером, Сергеем Старостиным, Леонидом Федоровым, Молой Силлой, Дафером Юсефом, Недом Ротенбергом, Саинхо, Казутоки Умезу и многими другими музыкантами.

К дуэту Гайворонского и Ворлкова в последнее время присоединился пришедший из джазового мейнстрима пианист Андрей Кондаков. У нового трио сразу возросла гастрольная активность, выросло число релизов, один из которых "В поисках стандарта" (Leo Records, 2009) был отмечен изданием AllAboutJazz (Нью-Йорк) в номинации "Лучший альбом 2009 года".

Другое художественное трио тоже явилось из советского прошлого. "Трио О" - ансамбль, на разных этапах своей 25-летней истории включавший в себя 5 музыкантов - Сергея Летова (саксофон, бас-кларнет, флейты), Юрия Парфенова (труба, альт-горн), Александра Александрова (фагот), Аркадия Шилклопера (валторна, ягд-горн), Аркадия Кириченко (туба, эуфониум, вокал). Трио тяготеет к постмодернистской эстетике, изрядно приправленной элементами пародии и фри-джаза, апологетом последнего совершенно заслуженно в российских джазовых кругах считается Сергей Летов. Активность Летова невероятно высока, причем он на свободой основе объединялся с множеством музыкантов от Сергея Курехина до Мэттью Шиппа, создавал музыку для кино и театра, вместе со своим инструментом выступает в спектаклях Театра на Таганке, в МХАТе и т.д.

По-настоящему активным музыкантом когда-то славного "Архангельска" остается барабанщик Олег Юданов, которого чаще всего можно услышать в разных комбинациях вне родного города.

Наконец, из времени начала перестройки в современность перебрался "Оркестр московских композиторов". В этом странном конгломерате российских и внероссийских новоджазовых музыкантов художественным лидером в конце концов стал британский пианист Владимир Миллер. Сам оркестр собирается от раза к разу, в зависимости от возможных гастролей, а его CD, как правило, фиксируют результат нечастых концертных выступлений.

Нередким участником проектов нетрадиционного направления импровизационной музыки является Аркадий Шилклопер. Многочисленные ансамбли, в которых он занят или которые он образует, привозя креативных европейских музыкантов в Россию, тяготеют не к свободному музицированию, а скорее к тому, что ирландско-швейцарский пианист Джон Вольф Бреннан, лидер Pago Libre. одного из таких проектов, называет "компровизацией", т.е. синтезом композиции и импровизации. К этому же направлению, а еще и к мультистилистике ECM образца 70-х, 80-х годов обращено творчество трио пианиста и композитора Андрея Разина "Второе приближение" (Second Approach). В трио также входят вокалистка Татьяна Комова и контрабасист Игорь Иванушкин, кроме того, во многих проектах трио участвуют музыканты-гости, в их числе Аркадий Шилклопер, западноукраинский духовик Юрий Яремчук, немецкий барабанщик Клаус Кугель, американский тромбонист Роузвелл Радд, саксофонист Алексей Козлов. В последние годы это чуть ли не единственный стабильно существующий на российской сцене проект, который последовательно придерживается идеи композиторско-импровизационного подхода к авторской, оригинальной музыке, стилистика которой не задана изначально, а определяется конкретной художественной задачей. В звуковой палитре трио элементы фольклора, современной академической музыки, музыкального театра. Проект возник в 1998 году, за это время выступал на фестивалях в России, Литве, США, Польше, Германии, Финляндии, Болгарии, Норвегии, Израиле. Дискография «Второго приближения» включает десять CD, причем альбом "Event Space" (Leo Records, 2010) был включен в список лучших изданий AllAboutJazz (Нью-Йорк) в номинации "Новые релизы 2010 года".

В 90-е годы в Екатеринбурге активизировался трубач Сергей Пронь, представляющий типичную ветвь европейского джаза, хотя город, в котором он живет, находится практически сразу за границей, разделяющей Европу и Азию. Партнерами Сергея Проня в европейских фестивалях становились Луи Склавис, Аркадий Шилклопер, Вернер Люди, Анатолий Вапиров, Вячеслав Ганелин. Собственная дискография музыканта отличается весьма нестандартными составами – последний CD, выпущенный в 2010 году, записан в варианте трех духовых инструментов, с Сергеем играют его давние партнеры Игорь Паращук (саксофоны, кларнет) и Виталий Владимиров (тромбон). Пронь также входит и в число участников "Оркестра московских композиторов".

По разряду проектов спонтанного музицирования с ветераном Сергеем Летовым, пожалуй, может сравниться только новосибирский пианист, композитор и педагог Роман Столяр. В этом качестве он представляет Россию на фестивалях и симпозиумах по новой импровизационной музыке в Старом Свете и в США. Его инструментарий и дискография весьма разнообразны. В списке музыкантов, с которыми сотрудничал Роман Столяр – Сергей Летов и Владимир Чекасин, Владислав Макаров и Анатолий Вапиров, Винни Голиа и Доминик Дюваль, и многие другие. Недавно вышла в свет его книга "Современная импровизация". Роман Столяр относится к относительно молодому поколению музыкантов, которые имеют иное видение импровизационной музыки, нежели их предшественники. К этому же разряду музыкантов относится и живущая в Санкт-Петербурге аккордеонистка и вокалистка Эвелина Петрова. Своим взлетом Эвелина Петрова во многом обязана Вячеславу Гайворонскому, в ансамбле, а затем и в дуэте с которым выпускница Санкт-Петербургской консерватории приобщалась к джазовой импровизации и широкому эстетическому кругу новой музыки. Сегодня Эвелина Петрова – восходящая звезда европейской новой музыки. После альбома «Годовой круг» (Year's Cycle), изданного Leo Records, она беспрестанно выступает с сольными программами на фестивалях и в клубах в Голландии, Франции, Англии, Германии, Бельгии и других стран. Из других ее проектов значительный интерес представляет дуэт со скрипачом Александром Баланеску. В музыке Петровой присутствует удивительное чувство формы, соразмерности.

Еще один важный персонаж современной джазовой жизни в нетрадиционном русле - тридцатилетний саксофонист Алексей Круглов. Из всех вышеперечисленных он располагается ближе всего к джазу как таковому, получил хорошее джазовое образование и, соответственно, многочисленные молодежные премии. Однако, взрослея, он встал в оппозицию джазовому консерватизму и устроил из своего "Круглого бэнда" с регулярно меняющимся составом экспериментальную лабораторию, в которой создаются не только музыкальные, но и музыкально-литературные композиции крупной формы. В ход идут идеи Джона Колтрейна, Орнетта Коулмана. Круглов успешно объединяется с барабанщиком Олегом Юдановым, пианистом Вячеславом Ганелиным, барабанщиком Владимиром Тарасовым, трио "Второе приближение" и др.

В самые последние годы на российской импровизационной сцене появилось несколько имен, которые дают надежду на то, что связь поколений не прервется, и новые идеи продолжат поступать в пространство поиска. Среди питерских музыкантов выделяется глубоким и содержательным отношением к свободной музыке пианист и саундпродюсер Алексей Лапин, он нередко становится центром объединения музыкантов из пограничных джазу областей. Интерес к его работам в звукозаписи растет почти лавинообразно. Из талантливой молодежи нужно отметить питерского саксофониста-самородка Илью Белорукова. В Москве интересными работами в области компровизации отметился пианист Алексей Чернаков.

  (продолжение следует)


 
 
 
nelfstornelfstor on June 30th, 2011 03:54 pm (UTC)
Здраствуйте, Михаил Михайлович! Это Кирилл Вам пишет, учился у Вас пару лет назад :)

Очень интересно, здорово, что Вы есть и, что пишите это.
Было бы хорошо, если бы к фотографиям были подписи. Мне (хотя я посещал почти все Ваши лекции, и даже некоторые концерты :) большинство лиц не знакомы.

В одной из частей Вы пишете про поголовно знающее английский язык население. На самом деле, это конечно, не так. Знаю это не только как человек переводивший на Аляске русских моряков :)

Также по этой тематике проводилось исследование:
http://news.rambler.ru/9477328/

Также хочу добавить, что несмотря на формальную противозаконность скачивания аудиозаписей по средствам торрентов, во мне живёт надежда, что люди разберутся что к чему: мастерство и гениальность великих музыкантов убедят их в том "как на самом деле". Но это что касается "интернетного поколения", которое уже не понимает зачем включать телевизор, а когда он включён - ищет способы убедить прочих, что включён он напрасно.

Музыкальный вкус у людей сформировавшихся в СССР уже вряд ли переменится. Насколько я знаю, с точки зрения психоакустики - он не способен изменится.

Интересно: что вы думаете о профессии "музыкант". Может ли человек, чьё благосостояние напрямую зависит от количества слушателей экспериментировать со звуком, композицией, играть для себя?
Или музыку во многом будут двигать специалисты в других областях, которых не беспокоит финансовая отдача их музыкальных идей?
mitropolskimitropolski on June 30th, 2011 05:49 pm (UTC)
о музыкантах и вкусах
Спасибо за коммент. Я начинающий пользователь ЖЖ и пока не умею делать подписи к фото, в ближайшее время исправлюсь.
Я с большим пессимизмом отношусь к тезису, что "настоящее искусство само прорвется" или, как вы пишете "мастерство и гениальность великих музыкантов убедят их в том "как на самом деле". Само это не происходит, для этого нужно уметь воспринимать, реагировать, знать язык искусства и многое другое. А "музыкальный вкус у людей сформировавшихся в СССР" ничем не хуже вкуса тех, кто сформировался позже. Он просто хорош и плох по разному. Что же касается музыкантов, то большинство тех, кого я узнал за последние несколько десятилетий, на первый план ставят ремесло, художественный вкус, а тем более талант проявляется у небольшого процента. Но это нормально. Важно, чтобы этот процент мог себя проявить. А в условиях полной невостребованности это сделать трудно. Многие уходили в тень, спивались и т.д. Вопрос это не прост, но разумеется музыку не могут двигать специалисты в других областях, здесь нужно быть профессионалом.
nelfstornelfstor on June 30th, 2011 06:14 pm (UTC)
Re: о музыкантах и вкусах
я не имел в виду, что вкус людей сформировавшихся в СССР хуже, им просто больше лет, тот возраст, когда вкус уже сформировался.

Если у Вас будут вопросы по ЖЖ - обращайтесь :)
superkolossuperkolos on July 8th, 2011 05:32 pm (UTC)
Интересный текст, спасибо.
Единственно, если я не упустил, что-то саксофонист Николай Рубанов нигде в тексте не встретился, хотя играл/играет много где и с кем (Сакс-мафия, Брецман, СКА его). А вот на фотографии с Лапиным он есть-таки :)
Ну и канешнаЪ, я замечаю часто, старшее поколение почти совсем не знает музыкантов моего поколения (до 30ти лет). Это довольно естественно, не спорю, так как у многих из них (из нас :P )еще не было времени-деятельности, что бы укрепить свои позиции, стать относительно заметными. В этом деле Илья вот преуспел, например (исключительно за счет своего таланта и сконцентрированности на деле, я считаю :) )
Хотя, с другой стороны, в чистом виде новый джаз редко встречается у молодых (по понятным причинам, указанным в цитате Зорновской), больше импрова, нойза, смешений. Да и вы, возможно, делали акцент на истоках в СССР, так что не ссутьЪ) Еще раз спасибо - было интересно читать.
mitropolskimitropolski on July 9th, 2011 09:17 am (UTC)
Спасибо за комментарий. В тексте действительно отсутствует немало имен. Во-первых, я не претендовал на полное досье, это скорее попытка нарисовать общую картину. Однако, лежа в ЖЖ этот текст может и должен редактироваться, в том числе и с вашей помощью. Кроме того здесь невозможно исключить личные пристрастия и оценки. Это касается и музыкантов и стилистических границ. Во вторых, я опираюсь на свое определение джаза (оно фигурирует в моей Краткой истории для начинающих, напр. на jazz.ru), с которым могут не соглашаться, как представители джазовой традиции, так и радикалисты, которые, как правило, эту историю не знают и частенько изобретают "кривой велосипед".