?

Log in

No account? Create an account
 
 
01 July 2011 @ 12:22 pm
Обзор: Новый джаз в России и его истоки в СССР  

Часть 8

Части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Места обитания "новой" музыки

Географически новую импровизационную музыку можно обнаружить в столь небольшом числе российских городов, что для их подсчета хватит пальцев одной руки – в Москве базируются Сергей Летов, трио "Три О", Аркадий Шилклопер, трио Андрея Разина "Второе приближение", Алексей Круглов и "Круглый бэнд". В Санкт-Петербурге можно обнаружить Владимира Волкова, Вячеслава Гайворонского, Эвелину Петрову, Алексея Лапина, в Смоленске Владислава Макарова, в Новосибирске живет Роман Столяр, Сергей Пронь в Екатеринбурге.

Т.н. альтернативная музыка, в которой примитивные андерграундовые музыкальные перформансы пограничных с рок-культурой, электроникой, амбиентом, ноизом и др. направлений самым диким образом перемешаны с творческой новой импровизационной музыкой, оказывается в молодежных клубах, малоприспособленных для восприятия музыки как таковой. Таких клубов в той же Москве в разное время было немало, к ним принадлежат "Проект ОГИ", «Бедные люди», «Оракул божественной бутылки», "Мастерская", "Китайский летчик Джао Да". Единственным примером государственной организации, направленной на поддержку нового искусства является Государственный центр современного искусства, деятельность которого одновременно ограничена этой государственной зависимостью.

 

После смерти в 1996 году Сергея Курехина в Нью-Йорке, Санкт Петербурге и Москве проводится "SKIF", ежегодный Международный Фестиваль памяти Сергея Курехина. Организаторы формулируют задачи фестиваля так – "От минималистского трип-хопа, приправленного тувинским горловым пением, до убойнейшего хардкора; от строгих структурных композиций для валторны до вычурных эйсид-джазовых треков, музыканты из России создают произведения, идущие вразрез с основными направлениями, таким образом стряхивая с себя подавляющие творческую инициативу податливость и предсказуемость, оставшиеся от советских времен. Они ищут новые подходы к авангардной и свободной музыке."

Летом 1999 г. в переулках близ "Новокузнецкой" открылся клуб-центр "ДОМ" (полностью "Культурный центр Дом"), созданный на базе Московского Дома Самодеятельного Творчества и явившийся продолжением концертного агентства «Агентство». Центр ДОМ стал действительным центром авангарда во всех его видах (этника, шумовая, электроакустическая музыка, академический авангард, фри-джаз, этно-джаз и т.п.). Он же стал прибежищем для фестиваля "Альтернатива", который сместил вектор направленности от новоакадемической на импровизационную музыку. Значительное место в программах фестиваля начала занимать электронная музыка (в 1999 году даже название его было электронным – "MIDI-Альтернатива"), возникла этническая составляющая (ее представила народная артистка Якутии/Республики Саха Степанида Борисова). Но главными для энтузиаста "Альтернативы" Дмитрия Ухова остались важнейшие фигуры современной авангардно-академическо-импровизационной сцены. Характерным примером является участие в 14-й "Альтернативе" культового персонажа авангарда композиторской и импровизационной музыки Терри Райли.

Отец-основатель Центра "Дом" Николай Дмитриев, покинувший наш суетный мир в 2004 году, старался слово "джаз" обходить стороной. Но джазу от этого ни тепло, ни холодно, он там есть, хотя и изрядно перемешан с авангардом академическим, авангардом поэтическим, авангардом пластическим, этническим и сомнамбулическим. ДОМ стал регулярно проводить самые разнообразные клубные фестивали разного, не всегда авангардно-радикального направления, но доля новоджазовых и смежных с ними проектов в них достаточно велика. Практически в каждом из множества фестивалей можно обнаружить отдельные джазовые признаки. Музыканты там появляются иной раз просто фантастические, хотя охраны перед сценой нет никакой и, вообще, обстановка очень демократичная. Существует целый отряд джазменов, выступления которых вероятнее всего застать именно в этом гнезде авангарда. Из иностранных исполнителей там регулярно выступают японцы, сербы, чехи, итальянцы, немцы, швейцарцы, австрийцы, австралийцы, новозеландцы, венгры, литовцы, французы, ливанцы, сенегальцы, а также американцы, но уж точно не мейнстримовские. Достаточно сказать, что в разные сезоны там можно было встретить саксофонистов Энтони Брэкстонf, Петера Бретцманна, Чарльза Гэйла, Кена Вандермарка, Матса Густафссона, Неда Ротенберга и Дрора Файлера, трубача Джо МакФи, контрабасиста Уильяма Паркера, барабанщиков Хамида Дрейка и Лукаса Лигети. Там же полный зал собирают и наши неортодоксально мыслящие импровизаторы, среди которых наблюдаются Вячеслав Гайворонский, Владимир Волков, Аркадий Шилклопер, Саинхо Намчылак, Владимир Тарасов, Сергей Летов, Юрий Кузнецов (Одесса, Украина), Юрий Яремчук (Львов, Украина), Moscow Art Trio, джазовые надежды регулярно представляет "Круглый бэнд" Алексея Круглова с литературно-музыкальными программами.

1999 год, год открытия Культурного центра "Дом", оказался очень плодовитым – быть может предчувствие умиротворяющей стабильности следующих путинских лет вызывало к жизни сумасшедшие проекты. Одним из них стал фестиваль новой музыки "Джаzz-Off", который прошел на трех московских площадках, основной из них стала сцена Московского театра юного зрителя. Список участников невероятного марафона альтернативных вариантов музыки включал в себя Владимира Тарасова, Анатолия Вапирова, квартет Хуун-хуур-ту (Тува), Пятраса Вишняускаса, Клауса Кугеля, Джейсона Кана, Владимира Волкова и "Волковтрио", Сергея Старостина, Ad Hoc Groop, проект "Е-69" и художников группы "Запасной выход", Вячеслава Гайворонского, Эвелину Петрову, Лизу Коробкину, "Зга" (Санкт-Петербург), "НХА" (Челябинск), Академию старинной музыки Татьяны Гринденко, Творческое объединение "Вне диалога" (художник Борис Бергер), "Green Wave" (Катя Чили и группа "Озон", Пелагея, квартет Ивана Смирнова), Анатолия Герасимова...

В прошлые годы фантазия организаторов центра ДОМ порой буквально била фонтаном, а их энергии хватало на организацию 10-15 фестивалей разной направленности в год. В качестве примера можно привести неполный список фестивалей "Дома" в 2003 году. Так в феврале прошли Фестиваль Владимира Мартынова и новой академической музыки, а также Третий фестиваль перформанса им. Казимира МАЛЕВИЧА. В апреле ДОМ стал участником ФСК - Фестиваля Сергея Курехина (переименованного SKIF, в основе своей проходящего в Санкт-Петербурге), среди участников представители  Швейцарии, Новой Зеландии, Японии, Чехии, Венгрии, США, Италии. В том же апреле состоялся АЛЬТЕРМЕДИУМ - фестиваль электроакустической интерактивной музыки и мультимедиа. В середине мая идет АЛЬТЕРНАТИВА №17 2003 -ТАЙНА ДВУХ ОКЕАНОВ – старый заслуженный фестиваль новой музыки с участием Вячеслава ГАЙВОРОНСКОГО, Николая СУДНИКА, ансамбля BANG ON A CAN (США), Трио THE NECKS (Австралия). В конце мая Фестиваль ORION CUP КАСПИЙСКИЙ. В июне в ДОМе проходит 2-й фестиваль шумовой музыки ШУМ И ЯРОСТЬ. В разгар лета, т.е. в июле Центр ДОМ вышел из ДОМа и отправился в сад "Эрмитаж", чтобы, собрав огромные толпы народа, провести международный фестиваль ЭТНА, продолжавшийся более шести часов подряд. Устроители назвали его в духе словесных изысков, сопровождающих любое мероприятие ДОМа: "Ежегодное летнее извержение Этнической Традиционной Народной Аутентичной музыки"! Набор участников представил элиту этно-джазовой тусовки - Степанида БОРИСОВА (Якутия) и Павел ФАЙТ (Чехия), Моле СИЛЛА (Сенегал), Владимир ВОЛКОВ, Сергей СТАРОСТИН, Сайнхо НАМЧЫЛАК (Тува-Австрия), Группа HURLEMENTS D'LEO (Франция), УРНА Чахар-Тугчи (Монголия - Германия), Цыганский духовой оркестр Милана МЛАДЕНОВИЧА (Сербия). В сентябре был сотворен уже пятый фестиваль ГЛУБОКАЯ ГЛОТКА ИЛИ ОПАСНЫЕ СВЯЗКИ (новая музыка для голоса) с участием Лорин Ньютон (США), Мины Агосси (Франция), ансамбля TSIKAMOI (Франция), Марины Курсановой (Украина), Ольги Леоновой (Россия), Владимира Тарасова (Литва), Алексея Айги и ансамбля 4.33 (Россия), НХА (Россия), Казутоки Умезу и Масахико Сато (Япония). В октябре джазменов можно было найти среди участников ФЕСТИВАЛЯ ЭТНОПОЛЬ (новая и старая венгерская музыка) с участием Дьердя САБАДОША, Яноша ЗЕРКУЛЫ и ансамбля СИГОНЬ, Ансамбля МАКАМ, братьев БИРИНИ, КОЛЛЕКТИВА ГРЕНЧО и многих других. В ноябре прошел Пятый Международный Фестиваль Ориентальной Культуры ПО КОВРУ, в котором блистал этноджазовый ансамбль Раби Абу ХАЛИЛА (Ливан-Франция-Италия-США).

После смерти Николая Дмитриева в память о нем ДОМом регулярно проводится фестиваль "Длинные руки" (по названию издательской фирмы). Первые годы фестиваль был в высшей степени насыщенным и представительным. К примеру, участниками 3-го фестиваля в 2006 году были Питер Бретцманн, Билл Драммонд, Риодзи Ходзито, Джим Терлвелл и многие другие. К 2010 году фестиваль пришел к уменьшенному формату 4 ансамблей на нескольких площадках в течение 4 месяцев.

В последние два-три года афиша "ДОМа" иллюстрирует заметное смещение к программам, которые позволяют комфортно провести время под лозунгами нонконформизма – в них увеличился процент различных видео-арт-перформансов, поп-этники, электроники. Действительные творческие программы новой импровизационной, непростой для восприятия музыки несколько оттеснены на второй план, а главное, их проведение все больше оказывается в области риска из-за трудностей со сбором публики. Более подходящей сценой после смещения музыкальной политики Культурного центра ДОМ становятся то театральные подмостки, благодаря энтузиазму работников этих театров, то залы иностранных культурных центров. В одном из них, в Еврейском культурном центре на Никитской автору предоставляется возможность приглашать для выступлений авангардные музыкальные проекты. Цикл концертов "Импровизация нового века" с выступлениями музыкантов из разных стран стала хоть и недавней, но все же традицией. В последнее время активизировался театр "Школа драматического искусства", в мультистилистическом музыкальном клубе "Союз композиторов" главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков представляет некоммерческие, экспериментальные проекты в серии "Новый звук". Антураж концертов - другой: с акцентом на музыкальные ценности, без модных ныне, но нередко носящих спекулятивный характер, видео-арт-атрибутов и уже без обязательных когда-то экивоков и намеков на что-то запретное: "сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст..."

Регулярная активность "Новой" музыки наблюдается еще в двух городах России, а нерегулярная - еще в двух-трех. Традиционный интерес к авангарду в Северной столице из года в год затухает, хотя присутствие в городе таких знаковых фигур как Алексей Лапин, Вячеслав Гайворонский, Владимир Волков, Эвелина Петрова, наряду с авант-роковыми персонажами в лице «АукцЫона» Леонида Фёдорова, Николая Судника сохраняет Санкт-Петербургу статус хранителя нонконформистского искусства. Наличие в городе "Галереи Экспериментального Звука 21" и "Центра Современного Искусства" им. Сергея Курёхина свидетельствует о некотором интересе к творческой музыкальной линии в городе.

Второй город, где сохраняется традиция нетрадиционной музыки – Новосибирск. Его отдаленность при постоянно растущих транспортных тарифах затрудняет приезды музыкантов из США, Европы и, даже, из Москвы. Хотя проведенный в 2010 году международный джазовый фестиваль Sib Jazz Fest оказался весьма представительным. Настолько, что в левом крыле его программы оказался саксофонист Оливер Лэйк. Многое, однако, продолжает держаться на плечах энтузиастов, из которых продюсер, издатель и барабанщик Сергей Беличенко представляет старшее поколение, а композитор, пианист, теоретик нового джаза Роман Столяр – более молодое.

Еще два города замечены в спорадическом обращении к авангарду. В Екатеринбурге этим занимается литератор и радиоведущий Геннадий Сахаров, а в самом городе действует весьма творческий музыкант – трубач Сергей Пронь и его ансамбли. В Архангельске до недавнего времени проходил фестиваль авангарда под названием "Апрельские джазовые тезисы", подрузамевающим небезызвестную работу вождя русской революции Владимира Ленина. Но стеб постепенно исчерпал себя, а фестиваль выродился в концерт, который иногда спасают присланные из Европы, чаще всего из Норвегии, музыканты второго плана с неярко выраженной стилистикой.

 

 (продолжение следует)

 
 
 
Темаtyoma on July 1st, 2011 12:04 pm (UTC)
«Бедные люди», «Оракул божественной бутылки» давно уж не существуют.
mitropolskimitropolski on July 1st, 2011 01:21 pm (UTC)
Спасибо за уточнение, но в этом материале имеется в виду то, что происходило в последние десятки лет. Немало сказано о СССР, а его уже кажется тоже нет. Но за любые уточнения и замечания я всегда благодарен.
Темаtyoma on July 1st, 2011 02:12 pm (UTC)
просто у тебя там в настоящем времени: "Таких клубов в той же Москве немало, к ним принадлежат...".
mitropolskimitropolski on July 1st, 2011 03:32 pm (UTC)
а вот уже и поправил...
Alexander Markvartmarkvart on July 1st, 2011 08:37 pm (UTC)
Привет из Кемерова!
Здравствуйте, собственно наткнулся на данные посты по ссылке Столяра. Заинтересовало, прочитал. В общем то, спасибо за обобщение именно в историческом смысле, к тому же большую часть имен и проектов названных здесь я давно знаю и слушаю, поэтому понимаю о чем речь.

Не знаю на сколько это здесь имеет место быть, но хочу рассказать еще об одной локации активности "новой" музыки. В одном сетевом сообществе (dcdnet.ru) я даже пытался написать пару справок-статей по поводу экспериментальной музыки в Сибири (Кемерово, Новосибирск, Томск, Юрга) в целом, за период 2006-2011 гг.
По большей части, все-таки, о тех проектах и событиях, которые я здесь упоминаю, не имеют отношение к джазу как таковому, но вот к так называемой "новой музыке" вполне. К тому же к организации фестивалей я здесь в Кемерово имею непосредственное отношение. Забавно и то, что я например не слышал о фестивале "Апрельские Джазовые Тезисы", но как то так сложилось, что очень похоже назвал прошлогодний фестиваль, который проходил в театре "Встреча" г. Кемерово - "Апрельские Тезисы", в этом году прошли "Майские Тезисы", так как проходили в мае, но надо было подчеркнуть уже ежегодность подобных действий на базе театра.

"...Собственно мое же непосредственное участие в таком процессе началось с 2006 года, когда впервые мы с друзьями сколотили музыкальный проект без названия и нас пригласили играть на фестивале "Движение 2006" в городе Юрга. (По поводу этого города, а именно одного места, можно вообще писать отдельные посты, и если дайдут руки, то в одной из частей сего повествования опишу по подробнее). Суть этого "пролога" в том, что здесь, в Сибири, несколько лет происходят различного рода фестивали авангардного и не очень искусства, и надо сказать, что иногда кажется, что не хуже чем в столицах. Мои друзья и я в период с 2007-2011 гг, организовали и/или принимали непосредственное участие в около 30 концертах/фестивалях/событиях таких как: "Tapeur I" (2007, Кемерово), "Тихие Игры" (2008, Кемерово), "Tapeur II" (2007, Томск), Inotheatre (2008, Юрга), Sleep Party (2008, Кемерово), "Атмосферные явления" (2007, Томск), Бункер 4: Ночь в музее (2009, Кемерово), Tapeur III (Кемерово, 2009), "Пленер" и "After-Пленер" (Новосибирск, 2009), "Циклофрения" (Томск, 2009), "Ауидиосеанс" (Кемерово, 2009), "Night Faction" (2009, Томск), "Открытие «Красочный Завод»" (2009, Кемерово), "Тихий Час" (Новосибирск, 2010), Электронно-поэтический вечер в Арт-Клебе НИИ КуДА (2010, Нск), "Немое Кино, живая музыка" (2010, Нск), "exp_music_session_#1" (Нск, 2010), "Апрельские Тезисы" (2010, Кемерово), "Драмомания II" (Кемерово, 2010), "5-летии Арт-Пропаганды" (2010, Юрга), ArtPromNight (2010, Кемерово), "Фестивальные Ночи" (2010, Кемерово), "Фоно-пьеса" (2010, Кемерово), "др Хармса - 105" (Юрга, 2010) и т.д. и многие другие концерты и события.
На мой взгляд нормальный такой список для экспериментальной музыки, поэзии, видео, инсталляций в Сибири. При том, что поддежки администрации города и каких либо финансовых вливаний просто нет...

Естественно, как для любой гео-культурной локации, происхождение и суть искусства на данной територии имеет некую самобытность и различного рода оттенки, наполненные атмосферой окружения. И еще, интересно то, что зрители ходят и это собственно главное почему процессы идут.

На данный момент, часть этих людей ведет коллективный блог VOVNE.RU, который является и сайтом и блогом одновременно. VOVNE.RU - это сетевое сообщество аутсайдеров от современного искусства, держащихся в стороне от его узнаваемых трендов и делающих всё по-своему. Задачи ресурса состоят в документации художественного процесса, координации усилий, ведении архива, а также составлении обзоров попадающих в поле нашего внимания знаменательных творческих актов и их продуктов.
Всех приглашаю на этот сайт, там появляются все анонсы и релизы деятельности, а также архивные записи и прочее. Можно подписаться на рассылку. Мы всячески приветствуем расширение внешних пространств, и приглашаем всех заинтересованных лиц к участию во внешнем процессе."

укажу здесь пару проектов, которые действуют/действовали в данных пространствах (но коллективов больше, около 10-12):
Alexander Markvartmarkvart on July 1st, 2011 08:39 pm (UTC)
Студия Неосознанной Музыки (СНМ) (Студия Неосознанной Музыки (Studio of Unconscious Music)) - Собственно формация, которой я и занимаюсь. Кемеровский концептуальный музыкальный проект, родился в 2005 году. Постоянного состава нет - это институт людей реализующих свои музыкальные идеи посредством и с помощью друг друга. Четкого стиля определить не возможно по определению для данного проекта, стиль - как музыкальное выражение воспринимается тоже как инструмент. (г. Кемерово)

Глеб Успенский (Будни Лепрозория, Оркестр Легкой Готики, Собачий Триндем №2, Глеб Успенский и Александр Макеев) - человек, про которого я еще подробно напишу. Начал играть еще в СССР в составе авангардной музартели Будни Лепрозория. Литературный псевдоним - Голя Монголин. С 2001 года занимается сольной деятельностью. С 2002 года - проект «Жестокая лирика». Участник множества фестивалей и концертов. С 2000 года автор и художественный редактор детского сетевого журнала «Электронные пампасы». На самом деле Глеб, явление уникальное для всей музыки в целом. (г. Томск).

По сути импровизационная музыка на протяжении всего этого времени имела место быть, так например периодически в конце фестивалей устраивали коллективные импровизации. Я (Студия Неосознанной Музыки) также сотрудничал в плане электронной импровизации с футурист лабораторией PSVSV (г. Томск) и Inorganiс Blossoming (г. Кемерово), саунд-структуры, нойз, експериментальная электроника. Также со Станиславом Маковским (В настоящий момент - студент 3 курса Московской Государственной Консерватории им. П. И. Чайковского Класс композиции инструментовки Юрий Каспаров, полифония Сергей Загний. Стас является членом экспертного совета Молодежного Отделения (МолОт) Союза Композиторов РФ.) играли свободные импровизационные сессии.

Тут собственно дело проектов. То что я очень сильно увлекаюсь джазом и новой импровизационной музыкой, также как и авангардом в целом предопределило и проект, который я наконец-то запустил в этом году в ход - Siberian Improvisation Company. (с ласт.фм) "Siberian Improvisation Company - это сибирский авангардный проект, идеологом которого является Александр Маркварт (Студия Неосознанной Музыки). Начало официальной деятельности было положено на «Майских Тезисах», экспериментальном фестивале в театре «Встреча» (г. Кемерово), однако можно считать, что Компания 0 состоялась еще раньше - на музейных ночах 2011 в городе Кемерово."

Тут небольшой видео кусочек... Позже сделаем видео релиз всего концерта. Всего "компаний" состоялось 3 (0, 1, 2).

Кстати Сергей Беличенко предлагает сейчас нам записаться с ним и еще некоторыми ребятами в Новосибирске (собственно Дмитрий Смирнов - кларнет и Сергей Фещенко - фагот живут в Новосибриске.), что в скором времени мы наверное и сделаем. Вот думаю, как бы Белорукова сюда к нам завести... думаю, потому как денег тут на это вообще нет и наверное не будет, в плане официальной и спонсорской поддержки:).
Alexander Markvartmarkvart on July 1st, 2011 08:40 pm (UTC)


Вот еще видео кусочек основной программы СНМ сейчас. стиль, который мы сами называем в шутку post-post. Но в принципе это смесь свободной импровизации и индастриального толка циклофренической электроники + поэзия. Циклофреническая - она по названию моего прошлого проекта "Циклофрения".



В общем если Вам это интересно все, то могу рассказать по подробнее, а также залить пару треков SIC 0 в составе синтезатора "Поливокс" и кларнета записанных на концерте в этом году...

вот например некий отчет о "Майских Тезисах" - http://vovne.ru/5830
здесь наша небольшая страница - http://vovne.ru/titles/studiya-neosoznannojj-muzyki
и контакт: http://vkontakte.ru/club22451402
mitropolskimitropolski on July 2nd, 2011 05:40 am (UTC)
Спасибо, всякая дополнительная информация по кругу вопросов этой статьи полезна с разных точек зрения. Кроме всего прочего и имея в виду расширение этого материала в будущем.