?

Log in

No account? Create an account
 
 
02 July 2011 @ 10:49 am
Обзор: Новый джаз в России и его истоки в СССР  
Часть 9
Части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Издания "новой" музыки

Одним из странных знамений нового времени стало почти полное отсутствие печатных и электронных изданий, посвященных новому джазу и новой импровизационной музыке. В советские времена "самиздатовские" выпуски ленинградского журнала "Квадрат", редактируемые Ефимом Барбаном, ходили по рукам и читались тем немногочисленным сообществом людей, которое волновали теоретические проблемы в сфере этой музыки и рецензии на новые издания в той же сфере. Кроме специализированного журнала, материалы, связанные с новой импровизационной музыкой, иногда появлялись и в других печатаемых на пишущей машинке изданиях вроде "Панорамы" – бюллетеня джаз-клуба МВТУ им. Баумана. В 1988 году в режиме перестройки и открытия шлюзов энтузиасты из Советской Федерации джаза решились на издание настоящего журнала "Джаз", который в силу специфического подбора редакторских кадров (пианист и журналист Олег Молокоедов, адепт нового джаза Николай Дмитриев) оказался ориентирован на новоджазовые реалии. Да и полуреволюционная обстановка того времени толкала журналистику вперед, к дальним горизонтам. Но из-за финансовых проблем и внутренних разногласий на свет появилось только три номера упомянутого журнала. После долгого перерыва, благодаря появлению новых возможностей интернета по инициативе Петра Ганнушкина и при участии Кирилла Мошкова возник мощный интернет ресурс www.jazz.ru. В дальнейшем бремя поддержки и развития этого ресурса и еженедельного журнала в его рамках под ироничным названием "Полный джаз" легло на Главного редактора Кирилла Мошкова. В декабре 2006 года его же усилиями вышел в свет первый номер печатного издания "Джаз.Ру". При том что и интернет-издание и печатный журнал существуют давно и стабильно, новому джазу и прочей немэйнстримовской музыке в них уделяется лишь эпизодическое внимание, что можно понять, учитывая широкий круг задач, решаемых этими изданиями. Однако сфера эта остается без какой либо заметной информации, критики, аналитики и т.д.

 

Если читатель, покручивая колесико мышки по интернет-ресурсу www.jazz.ru, скользнет взглядом по разделу НОВЫЕ АЛЬБОМЫ, ФИЛЬМЫ, КНИГИ, он обнаружит, что как таковых джазовых лейблов у России просто нет. Более того, мы к этому успели привыкнуть. В Москве и в Питере есть фирмы-совместители, объединяющие джаз с популярной музыкой, в Новосибирске еще происходят редкие шевеленья в прошлом активного лейбла. Редкие издания подчинены неким, порой неформулируемым, вкусовым пристрастиям рискующих лидеров оставшихся компаний. Но это не означает, что путь к твердым носителям у эфемерной импровизационной музыки перекрыт вовсе. По крайней мере 4 компании отдают часть каталога под подобные издания. Кроме того, существует своеобразный, но распространенный в России способ производственного самиздата. Последний вариант используется музыкантами для издания собственных релизов без надлежащего юридического оформления. Как правило, такие издания распространяются почти исключительно на концертах музыкантов, их могут продавать или просто дарить. В любом случае, коммерческая выгода при этом не преследуется.

Исторически первым и до сих пор наиболее продуктивным издательством, сохраняющим верность российской новой импровизационной музыке, остается британский лейбл Leo Records, основанный в 1979 году Леонидом Фейгиным в Лондоне. Лейбл славится своей андерграундово-фри-джазовой направленностью и стабильно-необъяснимой приверженностью не просто к определенной стилистике, но к конкретным персонажам новомузыкальной истории. На раннем этапе многие записи из Советского Союза Лео Фейгину переправлялись тайно, что позволило сохранить истинные раритеты. Эта история тянется с советских времен, когда музыку делали всей душой и кровью, когда в изданиях Лео Фейгина стали появляться великие опусы трио Вячеслава Ганелина, курехинские экзерсисы, записи Валентины Пономаревой, Владимира Чекасина, сибирского дуэта и квартета Homo Liber, документированный фестиваль советского авангарда в Цюрихе 1989 года (Conspiracy), а финальную ноту в советский период внес знаменитый "Документ", собравший авангардную элиту страны воедино. Для мировой значимости компании этой линии все же было недостаточно, так что мировую славу ей создавали издания Сесила Тейлора, Энтони Брэкстона, Эвана Паркера и многих других. Попасть в такой каталог, насчитывающий сейчас около 600 названий, честь немалая. В этом каталоге имена главных представителей российского авангарда, музыкантов, представляющих музыку с этническими корнями, которые порой слишком глубоко "закопаны" на обширном пространстве огромной России. Примечательно и то, что Лео Фейгин не замыкается в кругу друзей-музыкантов, а регулярно этот круг расширяет. Это дает шанс тем, кому непросто найти место в таком раздольном российском издательском Эдеме. Основными артистами Leo Records, обязанными своим происхождением России, в последнее время являются Moscow Composers Orchestra, Вячеслав Гайворонский, Владимир Волков, Эвелина Петрова, Simon Nabatov, Sainkho Namchylak, Евгений и Анастасия Маслобоевы, Алексей Лапин, Алексей Круглов, трио Андрея Разина "Второе приближение" (Second Approach). Несмотря на декларируемую Лео Фейгиным малость и независимость лейбла, Leo Records достаточно авторитетен и активно рецензируется на Западе. В частности, в 2009 и 2010 годах издание AllAboutJazz (Нью-Йорк) включило альбомы Leo Records в число "лучших релизов года" (Guyvoronsky/Kondakov/Volkov – "In Search of Standard" и Second Approach Trio – "Event Space").

С 1993 года в Москве существует компания SoLyd Records, создатель которой музыкальный журналист, переводчик Андрей Гаврилов не ставил для нее никаких стилистических рамок. В результате между изданиями бардовской песни, андерграундового рока, традиционного джаза, академического авангарда в каталоге лейбла найдено место и для представителей нового джаза, новой импровизационной музыки. В разные годы под маркой SoLyd Records выходили работы трио Вячеслава Ганелина, отдельно участников этого трио, Сергея Курехина и его поп-механики, Анатолия Вапирова, Вячеслава Гайворонского, Владимира Волкова, трио "Три О", Алексея Айги и группы "4'33", Александра Сакурова, Алексея Круглова, трио Андрея Разина "Second Approach".

Новосибирская фирма "Ermatel Records" возникла в 1994 году на базе одноименной местной радиостанции по инициативе энтузиаста сибирского джаза барабанщика Сергея Беличенко. Несколько десятков изданий каталога включают в себя джаз самого разного направления, но рожденный за Уральским хребтом. В значительной части релизов, равно как и в большом числе ансамблей разной направленности от свинга до авангарда участвует и сам Беличенко. Тем самым лейбл делает свой вклад в фиксацию новоджазовых идей, появляющихся как у сибирских музыкантов, так и у именитых гастролеров, выступавших на весьма представительных фестивалях Новосибирска.

Компания Long Arms – по собственному представлению "Фирма грамзаписи ДЛИННЫЕ РУКИ была основана весной 1996 года Сергеем Курехиным, Николаем Дмитриевым и Дмитрием Резваном. Издательская политика фирмы заключается в дoкyмeнтиpoвании, публикации и дистрибуции разного рода новой и старой, маргинальной, забытой неизвестной или «неопознанной» музыки, включая свободную импровизационную и новую компонированную, шумовую и электроакустическую музыки, «арс акустику», творческие межкультурные проекты, аутентичный фольклор и традиционную внеевропейскую музыку. Все проекты и релизы тем или иным образом связаны с Россией, российской музыкой или российскими музыкантами." Многие из изданий Long Arms, равно как и существующего параллельно на базе Культурного центра ДОМ DOM Records, являются записями живых выступлений музыкантов на сцене "ДОМа". Имена российских участников таких концертов фактически повторяют списки тех, кто фигурирует и в уже перечисленных издательствах.

 

 (продолжение следует)

 
 
 
kcin_kcinkcin_kcin on July 2nd, 2011 04:59 pm (UTC)
Михаил Михайлович, спасибо сердечное и поклон за эти тексты. Вы как-то сказали, что третий номер журнала "Джаз" ещё можно где-то найти. Это так? И ещё один (наверное, глупый) вопрос: рассматривалась ли возможность опубликования этих текстов в журнале "Джаз.Ру"?
mitropolskimitropolski on July 2nd, 2011 07:06 pm (UTC)
Николай, все три журнала стоят у меня на полке, так что милости просим. Ну а о публикации будем думать, торопиться некуда, а кроме того здесь эти тексты можно редактировать, собирая разные соображения и замечания.
kcin_kcinkcin_kcin on July 3rd, 2011 09:26 am (UTC)
Ой как хорошо, первые два у меня уже есть, а за третьим обращусь при ближаешей оказии. Надо только придумать, что предложить в обмен.