?

Log in

No account? Create an account
 
 
03 July 2011 @ 10:17 am
Обзор: Новый джаз в России и его истоки в СССР  
Часть 10
Части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Радио

Одним из основных источников информации для послевоенных поколений советских джазменов был "Голос Америки" и программы Уллиса Коновера. В этих программах порой звучали и записи из СССР, но о "новом" джазе говорить было рано. Реальный вклад в распространение записей авангарда делал с 1974 года советский эмигрант Леонид Фейгин на Русской службе Би-Би-Си, где он вел джазовую рубрику под псевдонимом Алексей Леонидов. Позже стали доступны другие передачи Би-Би-Си – программы Джералда Вуда (Ефима Барбана) и Алека Кана. Что касается российского радио, то в 90-е годы джазовые программы начали распространяться довольно эффективно. Многие из непрофильных радиостанций считали приличным "гонять" джаз в своем эфире. Специализированные передачи шли на "Маяке", "Юности", Радио России, женской радиостанции "Надежда", неформатной радиостанции "Ракурс", радио "Говорит Москва". Однако нужно заметить, что различного рода авангардные экзерсисы плохо приспособлены к условиям слушания музыки по радио. Это обстоятельство постепенно стало усугубляться и расширяющимися возможностями получения музыки посредством интернет-ресурсов. В силу этого, а также из-за коммерческой бесперспективности широкий спектр импровизационной музыки можно было обнаружить только лишь в программах Дмитрия Ухова, Андрея Соловьева и автора настоящей статьи. В последние годы лояльную по отношению к авангардной музыке политику проводит, как ни странно, государственная корпорация ВГТРК, в которую входит Радио России и Радио Культура. Соответственно, программы Дмитрия Ухова "Домашняя музыка" и "Хождение за три моря", а также "Бесконечное приближение" Михаила Митропольского исчерпывают список программ, содержащих новоджазовый материал в столичном вещании. В Екатеринбурге выходит программа "Джазовая энциклопедия" Геннадия Сахарова, ориентирующегося на творческую музыку. В середине 90-х можно было слышать и видеть радикальную музыку в телеэфире (программы "Тишина #9" Татьяны Диденко, «Джаз-Тайм» Святослава Чекина). Это были годы, когда власти, увлеченные открывшимися перед ними закромами Родины, совершенно забыли о цензуре.

В упомянутых программах можно было оказаться свидетелем сюжетов с весьма радикальной музыкой. В том же «Джаз-Тайме» проходили репортажи и фильмы, посвященные Владимиру Тарасову, Валентине Пономаревой (в авангардном, а не в романсовом амплуа), Петеру Ковальду, Владимиру Резицкому, Всемирному саксофоновому квартету. Практически в "прайм-тайм" был показан 40-минутный фильм с новосибирского фестиваля о концерте сборного авангардного хора под управлением Анатолия Вапирова. В последние годы о таких программах говорить уже не приходится.


В качестве одного из немногочисленных примеров обращения к нестандартной музыке российского происхождения хочется представить один из внутренних циклов в еженедельной программе "Бесконечное приближение", которые автор этой статьи ведет уже более 10 лет. Это цикл представляет подробный обзор оригинальной истории российского джаза и называется "…лица необщим выраженьем" (цитата из Евгения Баратынского). Он не только затрагивает адептов идей новой импровизационной музыки, но и более широко представляет музыкантов, отличающихся собственным, оригинальным почерком неамериканского образца. Ведь саксофонисты Александр Пищиков и Алексей Козлов, пианист Игорь Саульский были, очевидно, близки к открытым и свободным формам. Вокруг флюгельгорниста Германа Лукьянова всегда были прогрессивно мыслящие исполнители – скажем, саксофониста Юрия Юренкова можно считать талантливым пропагандистом идей Орнетта Коулмана. По-своему свободно играли пианист Леонид Чижик и барабанщик Владимир Васильков – это тоже люди из окружения Лукьянова. Полный список творческих биографий в цикле "…лица необщим выраженьем" таков:

Андрей Товмасян, Роман Кунсман, Герман Лукьянов, Вагиф Мустафа-заде, Алексей Козлов и Арсенал, Трио Ганелина, Вячеслав Ганелин, Владимир Чекасин, Владимир Тарасов, Вячеслав Гайворонский – Владимир Волков, Анатолий Вапиров, Андрей и Евгений Геворгяны, Владимир Резицкий и группа Архангельск, Сергей Летов, Три О: Аркадий Кириченко, Юрий Парфенов, Оркестр московских композиторов, Михаил Альперин и Moscow Art Trio, Аркадий Шилклопер, Алекс Ростоцкий, Второе приближение: Андрей Разин, Татьяна Комова, Игорь Иванушкин; Сергей Пронь, Эвелина Петрова, Роман Столяр, Алексей Лапин, Лев Слепнер и Маримба+, Алексей Круглов и "Круглый бэнд", Алексей Чернаков, Илья Белоруков.

Несмотря на очень непростую социальную, моральную обстановку в российском джазе продолжаются эксперименты и поиски, а сами российские музыканты подчас оказываются на вполне мировом уровне.

 

Михаил Митропольский, джазовый обозреватель.

www.jazz.ru, Радио "России"

 

 

 

 

 
 
 
(no subject) - willy2001 on July 3rd, 2011 08:39 am (UTC) (Expand)
mitropolskimitropolski on July 3rd, 2011 09:27 am (UTC)
Не могу согласиться, огромная масса музыки, окружающей нас, не является творческой. Она есть результат ремесленного процесса, и музыканты об этом отлично знают, только не всегда признаются. Причем это относится и к т.н. новой импровизационной музыке. Среди "корифеев" и "резидентов" нового джаза в России такие музыканты, на мой взгляд (да и не только на мой), тоже есть и фигурируют в этом тексте.
(no subject) - willy2001 on July 3rd, 2011 09:38 am (UTC) (Expand)
kcin_kcinkcin_kcin on July 3rd, 2011 09:51 am (UTC)
Сейчас должны прийти люди, которые скажут, что стоит заменить слово "творческая" на слово "креативная", как всё опять станет хорошо:-)
(no subject) - willy2001 on July 3rd, 2011 09:52 am (UTC) (Expand)
(no subject) - willy2001 on July 3rd, 2011 09:55 am (UTC) (Expand)
mitropolskimitropolski on July 3rd, 2011 10:19 am (UTC)
Re: саморазоблачение
А почему нужно испытывать стыд и мучения? Если эта музыка не творческая (а она вряд ли творческая, я ее знаю, но детской радости от нее никогда не испытывал, возможно от того, что детство к 66 году уже давно прошло), это вовсе не значит, что она плохая. Я с большим уважением отношусь к ремеслу и не только при строительстве дорог и приготовлении заливного, но и в искусстве. Но в последнем случае есть, а может быть и важнее, другие критерии. Как говорил Роберт Фейнман - любовь не наука, но от этого она хуже не становится. Просто не надо путать их между собой.
(no subject) - willy2001 on July 3rd, 2011 10:48 am (UTC) (Expand)
mitropolskimitropolski on July 3rd, 2011 11:28 am (UTC)
Re: саморазоблачение
Вот тут как раз и ответ оказался на поверхности. Сыграть качественно "то же самое" - качество исключительно ремесленное. Технологический музыкальный уровень мосфильмовского оркестра кинематографии ниже.
(no subject) - willy2001 on July 3rd, 2011 11:38 am (UTC) (Expand)
ornettecoleman on July 22nd, 2011 06:22 am (UTC)
Re: саморазоблачение
между прочим, для Александра Скрябина самым уничтожающим отзывом было: "Здесь минимум творчества!" Правда, он так и о Шенберге отзывался.
kcin_kcinkcin_kcin on July 3rd, 2011 10:24 am (UTC)
Re: саморазоблачение
Наверное, не совсем. Словно чувствуя это, "продюсеры" фирмы "Мелодия" на советских пластинках "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады" разбавляли оркестровые номера Ласта песнями "Роллинг Стоунз"
(no subject) - willy2001 on July 3rd, 2011 10:44 am (UTC) (Expand)
kcin_kcinkcin_kcin on July 3rd, 2011 10:56 am (UTC)
Re: саморазоблачение
"Свит" в описываемые времена были в СССР весьма модной группой, и досада брала, что на советские пластинки попадали не Sweet Fanny Adams или Balroom Blitz, а слащавые песенки типа Ko-Ko. Но сама надпись на яблоке обычной советской пластинки "Вокально-инструментальный ансамбль "Свит" уже вселяла веру в свеьлое будущее, которое вот уже давно наступило, а мы всё почему-то не рады.
(no subject) - willy2001 on July 3rd, 2011 11:08 am (UTC) (Expand)
kcin_kcinkcin_kcin on July 3rd, 2011 11:23 am (UTC)
Re: саморазоблачение
Ну вот, разбудили воспоминания:-) Моими персональными фаворитами на той ластовско-стоунзовской пластинке были оркестровая обработка цеппеллиновской Immigrant Song и задушевная песня Under My Thumb, где голос Джаггера был особенно хорош. Что до знаменитых госдеповских туров, мне кажется, что тот же Армстронг не приехал к нам не по причине самоцензуры американской дипломатии: нам наверняка было предложено, но потом на уровне МИДа что-то где-то не срослось. Скорее всего, наши ответили: спасибо, не надо.
(no subject) - willy2001 on July 3rd, 2011 11:31 am (UTC) (Expand)
kcin_kcinkcin_kcin on July 3rd, 2011 11:43 am (UTC)
Re: саморазоблачение
Насчёт жён с готовностью соглашусь. Тем более, что не далее как вчера отметил с женой 29-летие семейной жизни:-)
(no subject) - willy2001 on July 3rd, 2011 11:48 am (UTC) (Expand)
mitropolskimitropolski on July 3rd, 2011 11:58 am (UTC)
Re: саморазоблачение
Надо же, и у меня через полтора месяца тоже 29! Поздравляю...
kcin_kcinkcin_kcin on July 3rd, 2011 03:39 pm (UTC)
Re: саморазоблачение
Взаимно!
мониторингуру: okgraf_g on July 4th, 2011 10:48 am (UTC)
Помещение "Мэри Лонг" на такой сборник либо само по себе является еще более мощной диверсией, либо свидетельствует о недостаточном знании редактором английского языка.
(no subject) - willy2001 on July 4th, 2011 10:51 am (UTC) (Expand)
ornettecoleman on July 22nd, 2011 01:06 pm (UTC)
еще про то, что ВГТРК проводит лояльную политику по отношению к авангарду - все же таки это вы с Уховым проводите свою политику, а ВГТРК с этим смиряется. Вот если бы ВГТРК не задвигала ваши передачи на ночь, а ставила в более человеческое время, тогда другой был бы разговор.
к слову, Доммузыка идет в 1.00, а CD гурман в 2.00, даже я эти передачи не слушаю, а потом списываю с радийного архива.
mitropolskimitropolski on July 22nd, 2011 02:13 pm (UTC)
Ни одна коммерческая радиостанция эти программы в сетку не поставила бы вообще. Ну а само вещание и Радио России и Культуры ведется так, что удобнее пользоваться интернет-версиями, тем более, что они еще и расшифровываются усилиями энтузиастов.
ornettecoleman on July 24th, 2011 11:35 am (UTC)
МММ, это Ваши программы, к счастью, дотошно расшифровываются, уховские нет. Кому интересно, зайдите на сайт радио Культура - там и аудиоверсий нет, в анонсах только абзац текста.