mitropolski (mitropolski) wrote,
mitropolski
mitropolski

Category:

Обзор: Новый джаз в России и его истоки в СССР

Часть 10
Части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Радио

Одним из основных источников информации для послевоенных поколений советских джазменов был "Голос Америки" и программы Уллиса Коновера. В этих программах порой звучали и записи из СССР, но о "новом" джазе говорить было рано. Реальный вклад в распространение записей авангарда делал с 1974 года советский эмигрант Леонид Фейгин на Русской службе Би-Би-Си, где он вел джазовую рубрику под псевдонимом Алексей Леонидов. Позже стали доступны другие передачи Би-Би-Си – программы Джералда Вуда (Ефима Барбана) и Алека Кана. Что касается российского радио, то в 90-е годы джазовые программы начали распространяться довольно эффективно. Многие из непрофильных радиостанций считали приличным "гонять" джаз в своем эфире. Специализированные передачи шли на "Маяке", "Юности", Радио России, женской радиостанции "Надежда", неформатной радиостанции "Ракурс", радио "Говорит Москва". Однако нужно заметить, что различного рода авангардные экзерсисы плохо приспособлены к условиям слушания музыки по радио. Это обстоятельство постепенно стало усугубляться и расширяющимися возможностями получения музыки посредством интернет-ресурсов. В силу этого, а также из-за коммерческой бесперспективности широкий спектр импровизационной музыки можно было обнаружить только лишь в программах Дмитрия Ухова, Андрея Соловьева и автора настоящей статьи. В последние годы лояльную по отношению к авангардной музыке политику проводит, как ни странно, государственная корпорация ВГТРК, в которую входит Радио России и Радио Культура. Соответственно, программы Дмитрия Ухова "Домашняя музыка" и "Хождение за три моря", а также "Бесконечное приближение" Михаила Митропольского исчерпывают список программ, содержащих новоджазовый материал в столичном вещании. В Екатеринбурге выходит программа "Джазовая энциклопедия" Геннадия Сахарова, ориентирующегося на творческую музыку. В середине 90-х можно было слышать и видеть радикальную музыку в телеэфире (программы "Тишина #9" Татьяны Диденко, «Джаз-Тайм» Святослава Чекина). Это были годы, когда власти, увлеченные открывшимися перед ними закромами Родины, совершенно забыли о цензуре.

В упомянутых программах можно было оказаться свидетелем сюжетов с весьма радикальной музыкой. В том же «Джаз-Тайме» проходили репортажи и фильмы, посвященные Владимиру Тарасову, Валентине Пономаревой (в авангардном, а не в романсовом амплуа), Петеру Ковальду, Владимиру Резицкому, Всемирному саксофоновому квартету. Практически в "прайм-тайм" был показан 40-минутный фильм с новосибирского фестиваля о концерте сборного авангардного хора под управлением Анатолия Вапирова. В последние годы о таких программах говорить уже не приходится.


В качестве одного из немногочисленных примеров обращения к нестандартной музыке российского происхождения хочется представить один из внутренних циклов в еженедельной программе "Бесконечное приближение", которые автор этой статьи ведет уже более 10 лет. Это цикл представляет подробный обзор оригинальной истории российского джаза и называется "…лица необщим выраженьем" (цитата из Евгения Баратынского). Он не только затрагивает адептов идей новой импровизационной музыки, но и более широко представляет музыкантов, отличающихся собственным, оригинальным почерком неамериканского образца. Ведь саксофонисты Александр Пищиков и Алексей Козлов, пианист Игорь Саульский были, очевидно, близки к открытым и свободным формам. Вокруг флюгельгорниста Германа Лукьянова всегда были прогрессивно мыслящие исполнители – скажем, саксофониста Юрия Юренкова можно считать талантливым пропагандистом идей Орнетта Коулмана. По-своему свободно играли пианист Леонид Чижик и барабанщик Владимир Васильков – это тоже люди из окружения Лукьянова. Полный список творческих биографий в цикле "…лица необщим выраженьем" таков:

Андрей Товмасян, Роман Кунсман, Герман Лукьянов, Вагиф Мустафа-заде, Алексей Козлов и Арсенал, Трио Ганелина, Вячеслав Ганелин, Владимир Чекасин, Владимир Тарасов, Вячеслав Гайворонский – Владимир Волков, Анатолий Вапиров, Андрей и Евгений Геворгяны, Владимир Резицкий и группа Архангельск, Сергей Летов, Три О: Аркадий Кириченко, Юрий Парфенов, Оркестр московских композиторов, Михаил Альперин и Moscow Art Trio, Аркадий Шилклопер, Алекс Ростоцкий, Второе приближение: Андрей Разин, Татьяна Комова, Игорь Иванушкин; Сергей Пронь, Эвелина Петрова, Роман Столяр, Алексей Лапин, Лев Слепнер и Маримба+, Алексей Круглов и "Круглый бэнд", Алексей Чернаков, Илья Белоруков.

Несмотря на очень непростую социальную, моральную обстановку в российском джазе продолжаются эксперименты и поиски, а сами российские музыканты подчас оказываются на вполне мировом уровне.

 

Михаил Митропольский, джазовый обозреватель.

www.jazz.ru, Радио "России"

 

 

 

 

Tags: Джаз, Джаз в России, История джаза, Михаил Митропольский, Новая импровизационная музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments