?

Log in

No account? Create an account
 
 
16 January 2012 @ 12:34 am
Leo Records Festival in Russia  
Один из самых необычных фестивалей современного джаза и новой импровизационной музыки стартует 1 февраля 2012 года. Программу фестиваля представляют исключительно российские музыканты, издающиеся на легендарном британском лейбле Leo Records. Более чем 30-летняя история Leo Records, основанного в 1979 году Леонидом Фейгиным в Лондоне, связана в первую очередь с неординарной личностью самого Лео, известного в эфире BBC под именем Алексея Леонидова. В 1973 году талантливый ленинградец, испытывавший, кроме прочего, страстную любовь к джазу и не менее яркую неприязнь к советскому устройству общества, оказался сначала в Израиле, а затем в Великобритании. В результате фирма Leo Records, декларирующая себя небольшой и независимой, уже четвертый десяток лет является очень важным мостом между "Империей периферии", по меткому обозначению России одним из экспертов, и всем остальным миром. Создатель компании Лео Фейгин постоянно подчеркивает ее малость и независимость, что дает определенные бонусы – исключает упреки в отсутствии огромных тиражей и суперуспешных продаж, гарантирует свободу выбора главы компании.


Лейбл славится своей андерграундово-фри-джазовой направленностью и стабильно-необъяснимой приверженностью не просто к определенной стилистике, но к конкретным персонажам новомузыкальной истории. На раннем этапе многие записи из Советского Союза Лео Фейгину переправлялись тайно, что позволило сохранить истинные раритеты советских времен, когда музыку делали всей душой и кровью, когда в изданиях Лео Фейгина стали появляться великие опусы трио Вячеслава Ганелина, экзерсисы Сергея Курехина, записи Валентины Пономаревой, Владимира Чекасина, сибирского дуэта и квартета Homo Liber, документированный фестиваль советского авангарда в Цюрихе 1989 года (Conspiracy), а финальную ноту в советский период внес знаменитый "Документ", собравший авангардную элиту страны воедино. Для мировой значимости компании этой линии все же было недостаточно, так что мировую славу ей создавали издания Сесила Тейлора, Энтони Брэкстона, Эвана Паркера и многих других. Попасть в такой каталог, насчитывающий сейчас более 600 названий, честь немалая. Примечательно то, что Лео Фейгин не замыкается в кругу друзей-музыкантов, а регулярно этот круг расширяет. Это дает шанс тем, кому непросто найти место в раздольном российском издательском Эдеме. Основными артистами Leo Records, происхождением из России, в последнее время являются Moscow Composers Orchestra, Вячеслав Гайворонский, Владимир Волков, Андрей Кондаков, Эвелина Петрова, Симон Набатов, Сайнхо Намчылак, Евгений и Анастасия Маслобоевы, Алексей Лапин, Алексей Круглов, трио Андрея Разина "Второе приближение" (Second Approach), Влад Быстров. Несмотря на независимость лейбла, Leo Records достаточно авторитетен и активно рецензируется на Западе. В частности, в 2009 и 2010 годах издание AllAboutJazz (Нью-Йорк) включило альбомы Leo Records в число "лучших релизов года" (Guyvoronsky/Kondakov/Volkov – "In Search of Standard" и Second Approach Trio – "Event Space").

Leo Records Festival in Russia продлится 5 дней и охватит три российских джазовых центра – Санкт-Петербург, Москву и Архангельск. Главным участником акций фестиваля станет сам Лео Фейгин, который в день открытия еще и отметит свой 74-й день рождения. Кроме выступлений российских артистов лейбла разных лет планируются презентации новых релизов Leo Records, встречи Лео Фейгина с журналистами, любителями и знатоками новой музыки. На фестиваля также состоится презентация фильма Лео Фейгина о новом российском джазе, снятого 25 лет назад и показанного на канале BBC (Фильм состоит из 10 серий, в нем можно увидеть – Сергея Курехина, Валентину Пономареву, джаз-группу "Архангельск", "Оркестрион", трио Вячеслава Ганелина и др.)

Краткие сведения об участниках

Легенда советского джаза, композитор и музыкант Вячеслав Ганелин – выпускник Литовской консерватории по классу композиции, с середины 60-х выступает на джазовых фестивалях со своим трио. В 1969 начались выступления дуэта Ганелина с барабанщиком Владимиром Тарасовым, а в 1971 к ним присоединился кларнетист Владимир Чекасин. В 70-80-е годы трио Ганелина выступало почти на всех отечественных фестивалях, появляясь всякий раз с новыми "программами" (так они называли свои концертные сюиты - Ad Libitum, Ex Libris, Con Anima, Poco A Poco, Concerto Grosso, «Альбом для юношества», «Каталог» и др.). Прекрасное знание как академического, так и джазового авангарда XX века, свободное художественное мышление позволяло им создавать музыкальные картины, основанные на оригинальном переплетении фри-джаза, фольклора, модального джаза и камерной музыки. Трио Ганелина стало первой советской группой, покорившей Западную Европу музыкой, не подражавшей известным американским образцам. Программы Ганелинского трио были изданы на 43 пластинках. В 1987 Ганелин переехал в Израиль, впоследствии неоднократно приезжал в Россию с сольными концертами, выступал на европейских фестивалях (с саксофонистом Пятрасом Вишняускасом, барабанщиком Аркадием Готесманом, с израильскими музыкантами). В последние годы он много занимается композицией, активно используя компьютерные средства, преподает в консерватории в Иерусалиме.

Ленинградский трубач Вячеслав Гайворонский, совместно с контрабасистом Владимиром Волковым уже в 80-е годы проводил очень важную для становления национальной новоджазовой школы линию. Позже Волков обратился к другим проектам - интернациональным "Вершками-да-Корешками" и рок-авнгардному "Волковтрио". Его можно слышать во многих международных стабильных или спонтанных ансамблей, в которых он играет вместе с Владимиром Тарасовым, Андреем Кондаковым, Аркадием Шилклопером, Сергеем Старостиным, Леонидом Федоровым, Молой Силлой, Недом Ротенбергом, Казутоки Умезу и многими другими музыкантами. Для Гайворонского интерес постепенно переместился к дуэту с аккордеонисткой Эвелиной Петровой. В последнее десятилетие мощный творческий импульс вновь исходит от объединения двух выдающихся питерских музыкантов. Вячеслав Гайворонский часто выступает в качестве идеолога и композитора. Его влияние проявляется в сценах яркого программного тематизма или постмодернистских коллажей, в звучании изломанной трубы или спиралевидного возврата к Баху. К дуэту Гайворонского и Волкова в последнее время присоединился пришедший из джазового мэйнстрима пианист Андрей Кондаков, окунувшись в океан свободной импровизационной музыки. Объединяющей платформой для трех музыкантов оказался постмодернизм, обильно приправленный мелодическими конструкциями в духе прокофьевского конструктивизма.

Саксофонист Алексей Круглов, композитор, постановщик, поэт, лидер "Круглого Бэнда"– формирования, не имеющего чёткой кадровой структуры, выступает во многих инструментальных и театральных проектах. За это время у него накопилось огромное число творческих проектов, которые трудно отнести к авангарду, скорее это постколтрейновская линия, осознающая перемены, которые произошли в музыки после смерти гения. В  апреле 2010 года на Leo Records был выпущен первый диск Алексея Круглова на Leo Records Seal Of Time, а на сегодняшний день их уже четыре, причем поток положительных рецензий на них постоянно растет.

В значительной части проектов молодого саксофониста его партнером является архангелогородский барабанщик Олег Юданов, привносящий особые музыкальные краски в общее звучание, передающий бесценный опыт ветерана "нового джаза" молодому партнеру. Юданов в прошлом участник легендарной джаз-группы "Архангельск", выступает во многих международных и российских проектах. Тонкий и тактичный музыкант обладает самобытным звуком, манерой, стилем. Его история на Leo Records тянется еще с изданий "Архангельска", т.е. с прошлого века.

Питерский пианист Алексей Лапин в последнее время стал одним из самых востребованных музыкантов лейбла. Его можно слышать с Фрэнком Гратковски, Марком Тернером, Владом Быстровым, в собственном сольном проекте. Лапин ощущает свое джазовое происхождение и называет своими кумирами Эрика Долфи, Телониуса Монка, Джона Колтрейна. Но свобода происхождения из "губернского города N", прекрасное владение современными музыкальными языками и отсутствие стремления к отождествлению себя с джазовым истеблишментом привела его в альтернативную питерскую музыкальную среду, а затем и на международную сцену новой импровизационной музыки.

Своим взлетом Эвелина Петрова во многом обязана Вячеславу Гайворонскому, в ансамбле, а затем и в дуэте с которым выпускница Санкт-Петербургской консерватории приобщалась к джазовой импровизации и к широкому эстетическому кругу новой музыки. Сегодня Эвелина Петрова – восходящая звезда европейской новой музыки. После альбома Year's Cycle, изданного Leo Records, она часто выступает с сольными программами на фестивалях и клубах в Голландии, Франции, Англии, Германии, Бельгии и других стран. Петрову можно слышать в дуэте со скрипачом Александром Баланеску на другом диске Leo Upside Down. Дуэтный проект Living Water отличается тем, что партнера Лины танцовщицу Таню Хабарову услышать нельзя, но в самой музыке Лины Петровой присутствует пластическая импровизация, удивительное чувство формы, соразмерности.

Нередким участником проектов нетрадиционного направления импровизационной музыки является Аркадий Шилклопер. Многочисленные ансамбли, в которых он занят или которые он образует, привозя креативных европейских музыкантов в Россию, тяготеют не к свободному музицированию, а скорее к тому, что ирландско-швейцарский пианист Джон Вольф Бреннан, лидер Pago Libre. одного из таких проектов, называет "компровизацией", т.е. синтезом композиции и импровизации.

К этому же направлению, а еще и к мультистилистике ECM образца 70-х, 80-х годов обращено творчество трио пианиста и композитора Андрея Разина "Второе приближение" (Second Approach). В трио также входят вокалистка Татьяна Комова и контрабасист Игорь Иванушкин, кроме того, во многих проектах трио участвуют музыканты-гости, в их числе Аркадий Шилклопер, западноукраинский духовик Юрий Яремчук, американский тромбонист Роузвелл Радд, саксофонист Алексей Козлов. В последние годы это чуть ли не единственный стабильно существующий на российской сцене проект, который последовательно придерживается идеи композиторско-импровизационного подхода к авторской, оригинальной музыке, стилистика которой не задана изначально, а определяется конкретной художественной задачей. Проект возник в 1998 году, за это время выступал на фестивалях в России, Литве, США, Польше, Германии, Финляндии, Болгарии, Норвегии, Израиле.


Расписание фестивальных акций:


Санкт-Петербург
1 февраля. JFC Jazz Club
Открытие фестиваля, День рождения Лео Фейгина.
Выступление трио Алексей Круглов – Алексей Лапин – Олег Юданов.
Приглашенные гости вечера – Андрей Кондаков – Владимир Волков – Вячеслав Гайворонский

2 февраля. Галерея экспериментального звука / ГЭЗ-21
Первое отделение - Лина Петрова
Второе отделение - трио Алексей Круглов – Алексей Лапин – Олег Юданов

Москва
3 февраля. Культурный центр ДОМ

Презентация фильма Лео Фейгина.
Первое отделение - трио Аркадий Шилклопер - Алексей Круглов - Олег Юданов.
Второе отделение - трио Андрея Разина "Второе приближение" (Татьяна Комова, Игорь Иванушкин)
Приглашенный гость вечера - Слава Ганелин.

4 февраля. Дворец на Яузе
Пресс-конференция Лео Фейгина, презентация фильма
Первое отделение - Сольный концерт Славы Ганелина
Второе отделение - Трио Слава Ганелин - Алексей Круглов - Олег Юданов.

Архангельск
5 февраля.
Клуб «Джаз-мастерская» (музей художественного освоения Арктики им.А.Борисова)
Пресс-конференция Лео Фейгина, презентация фильма, встреча с любителями.
Выступление Алексея Круглова и Art Ensemble (участники джаз-группы Архангельск разных лет)


После каждого концерта состоятся совместные импровизации всех участников. Намечена запись концертов фестиваля.


 
 
 
barbitomakusbarbitomakus on January 21st, 2013 01:31 pm (UTC)
Приятные воспоминания!
Спасибо Вам большое!Это замечательно!Много лет слушал программы Алексея Леонидова
по ВВС,по Русской Службе!
Разрешите мне пожелать Вам и всем Вашим ув.родным и близким всего самого доброго
и наилучшего в наступившем году!
barbitomakusbarbitomakus on August 4th, 2015 06:09 pm (UTC)
Теперь есть что вспомнить))
Спасибо Вам огромное за то что вспомнили о Лео Фейгине)Всегда слушал программы BBC Russian Service ,и именно те передачи в эфире,где выступал Алексей Ленидов,до сих пор нахожусь под ярким впечатлением и живу воспоминаниями от очень многих его программ )несколько лет назад видел его интервью в питерском клубе "Фонотека" !