?

Log in

No account? Create an account
 
 
24 June 2011 @ 04:16 pm
Обзор: Новый джаз в России и его истоки в СССР.  

Часть 1

Инфраструктура таки определяет сознание.

 

предисловие

Мне представляется, что необходимость обзора истории творческой линии в отечественном джазе не только возникла, но уже и несколько запоздала, особенно учитывая, что в последние годы российский джаз почти целенаправленно покидает нишу творческого отношения к музыке. Эта тенденция идет рука об руку с заботой о росте материального благосостояния главных персонажей нашей джазовой сценой. Все это отталкивает от "джазового официоза" не только творческую молодежь, но вызывает беспокойство и у тех представителей старшего поколения, для кого эта сфера сохраняет былую притягательность в качестве одной из ветвей настоящего искусства. В первую очередь я хочу поблагодарить британского издателя Лео Фейгина, которому принадлежит идея этого обзора, греческого культуролога Спироса Маркетоса, поддержавшего тему взаимодействия джаза и государства для конференции в г. Салоники, а также российского джазового эксперта Владимира Корнеева, высказавшего ряд ценных замечаний, которые учтены мной в предлагаемом тексте. Надеюсь, что список тех, кто добавит свои замечания и внесет поправки в этот текст, будет расти, а сам текст будет меняться со временем.

введение

Хочу сразу заметить, что импровизация, о которой пойдет речь, это максимально выраженный творческий процесс в режиме текущего времени, к какому бы жанру, стилю, наконец, виду музыки этот процесс ни относился.

40 лет тому назад, когда слово "джаз" втянуло меня в систему, в круг людей, отдававших себя подобному процессу в многочисленных комнатах, на сценах, улицах под общим названием "Школа джаза МИФИ", именно это обстоятельство было неимоверно притягательным. Оно же осталось таковым после того, как я глубже узнал систему приоритетов в этой музыке, психологию тех, кто эту музыку "делает", после смены стилей, поколений, возраста, наконец, политической системы в стране, где все это происходит, источник тяготения остался тем же, но механизм менялся много раз и теперь не похож на бывшее когда-то настолько, что само слово "джаз" порой вызывает отторжение.

Остальные термины сопровождаются ощущением неопределенности, некорректности – новая импровизационная музыка, новый джаз… Вдруг начинаешь понимать, что он порой не только не нов, но и уже, пожалуй, исчерпал себя настолько, что пора ему превращаться в музей.

Пора уже процитировать Джона Зорна: "Фри-джаз - не авангард, это музыка сорокалетней давности! В 60-е, когда мне было 16-17 лет, фри-джаз был остро актуален, а диксиленд был музыкой сорокалетней давности. И тех, кто слушали диксиленд, мы называли moldy figs. А теперь музыка сорокалетней давности - это фри-джаз. И те, кто им занимается - заплесневелые фиги! Разве это - новая музыка? Я думаю, очень важно понимать, что авангард, экспериментальная музыка - это не звучание, не какой-то определенный стиль. Это способ смотреть на мир, это способ жить. И этот способ постоянно изменяется." (Кирилл Мошков, Полный джаз, Выпуск #18, 2006)

История джаза – концентрированная модель взаимосвязи эволюции общества и вида искусства. Любое изменение способа музыкального мышления в этой системе всегда обуславливалось системой социальных первопричин. В этом смысле джаз не оригинален, но его эволюция осуществлялась уникально быстро, в течение столетия пройдя через множество стилей. Так что, взятый в качестве модели, он может быть легко рассмотрен с разных сторон, освещен под разными углами, препарирован, вывернут наизнанку и вновь поставлен на полку, откуда был взят. С другой стороны не надо забывать, что любая история, даже та, что творится у нас на глазах, - это собрание мифов, формирование которых идет под влиянием многих, в том числе и очень субъективных причин. Так что до полной, 100%-ой достоверности нам далеко. Это же относится к частному случаю метаморфоз, происходивших с джазом в одном из необычных сообществ, именуемых Российской империей, Империей зла, СССР, Независимой Россией.

 

 (продолжение следует)

 
 
 
(Anonymous) on April 21st, 2012 12:34 pm (UTC)
а вот у меня вопрос
А инфраструктура таки чего определяет Ваше сознание
mitropolskimitropolski on April 22nd, 2012 06:45 am (UTC)
Re: а вот у меня вопрос
Общества, общества, уважаемый аноним. Например, вы.