?

Log in

No account? Create an account
mitropolski
3 марта 600-я программа "Бесконечное приближение" посвящается музыканту, значение которого для самой программы трудно переоценить.13 лет назад эта программа появилась в том числе и под влиянием творчества Яна Гарбарека, которому в эти дни исполняется 65 лет. Гарбарек уже несколько десятилетий назад стал символом европейского джаза, особого характера звучания, художественной политики немецкой фирмы ECM.

10 марта 601-я программа "Бесконечное приближение" отдана второй встрече с легендарными персонажами нового джаза в нашей стране - Лео Фейгиным и Славой Ганелиным. Издатель и музыкант оказались в Москве в начале февраля в связи с фестивалем британской фирмы Leo Records.

17 марта 602-я программа "Бесконечное приближение" посвящена творчеству Аркадия Шилклопера, музыканта, который объединил своими проектами всю Европу. Ничего удивительного, что и нам уже в 6-й раз приходится обращаться к его творчеству в рубрике "Лица необщим выраженьем".

24 марта 603-я программа "Бесконечное приближение" отдана третьей встрече с легендарными персонажами нового джаза в нашей стране - Лео Фейгиным и Славой Ганелиным. Издатель и музыкант оказались в Москве в начале февраля в связи с фестивалем британской фирмы Leo Records.

31 марта 604-я программа "Бесконечное приближение" представляет 8-ю передачу из серии "Квантовая теория клавира (КТК): Гюнтер Шуллер и Чарлз Айвз.


 
 
mitropolski
22 February 2012 @ 05:16 pm
In terms of technique and versatility, Razin was perhaps the most extraordinary pianist I've heard in eight festivals. He had classical chops (and Bela Bartok sensibility) and he used his skills to play percussively, frequently turning the piano into a drum kit of many colors. ( Ron Netsky, City Newspaper, Rochester Jazzfest, 2009)

Razin's compositions are wild, inventive "universes" that involve the whole of each of the artists instruments. Most importantly, his music, although incredibly serious and highly sophisticated, was full of wild, slapstick humor. It made for a wonderful musical experience. (Gregory Bell, Jazz@Rochester, 2009)

A kind of a delicate mixing impressions, sound researches and the usual mode of thinking 'non-standard' music by Mr. Andrei Razin, an eminently attentive pianist, a real and proper master of piano improvisation... (Vittorio Albani, AllAboutJazz Italien, 2011)

Осенью 2011 года как-то не очень заметно состоялся редкий по значению для нашего джаза релиз первого сольного альбома пианиста Андрея Разина Arsolo на фирме SoLyd Records. Редкий по значению от того, что Разин приндалежит к тем немногочисленным музыкантам, которые полагают (скорее всего наивно), что джазовое импровизационное музицирование относится к творческим отделам музыкального искусства и в этом качестве еще нужно людям.

Первый сольный диск Андрея Разина, имеющего за плечами солидный музыкантский, композиторский опыт, возможно должен был выйти четверть века назад. Но логика реальной жизни не всегда соответствует нашим представлениям. Органичное воплощение импровизационного и композиторского таланта музыканта проявилось в возникшем в 1998 году трио "Второе приближение" (The Second Approach Trio). Именно оно, это трио стало для Андрея главным инструментом на многие годы. В красочном многоголосии "Второго приближения", в круговерти образов, в синкретике общей аудиовизуальной картины чуткие к музыке слушатели постоянно замечали рояль лидера, его композиторскую мысль, проходящую, практически через все пьесы ансамбля. С другой стороны Андрей Разин воплощает редкий тип пианиста, вполне владеющего академическим туше, при этом создающего самый что ни на есть джазовый драйв, качество в нем настолько естественное, что аналог ему в российском джазе найти нелегко. Но акцент в этой работе делается не на мастерстве - диск представляет не искусство пианиста Андрея Разина, а внутренний мир художника Андрея Разина, выраженный в звуках его инструмента зимой 2011 года.

Уже первые пьесы вводят слушателя в мир не очень привычный. Музыка, создаваемая в импровизационном состоянии, складывается в совершенное композиционное решение, объединяющее импрессионистичность вековой давности с современной звуковой и ритмической средой, которая включает в себя призвуки, шумы, щелканья – некое жизненное пространство, на фоне которого возникают звуки рояля, голоса, перкуссии.

 
 
 
mitropolski
Одним из результатов фестиваля LEO RECORDS в Москве была многочасовая беседа с легендарными людьми нашей джазовой истории Лео Фейгиным и Славой Ганелиным. Происходило это в студии Радио России, записывалось для программы "Бесконечное приближение" (режиссер Дмитрий Житомирский). Кроме того снималось все на видео. В результате получилось 4 программы по 50 минут, которые постепенно будут выходить в эфир. На после эфира они доступны на сайте Радио России (www.radiorus.ru) в виде аудиозаписи, тескта, картинок. Первая программа уже вышла 11 февраля и ее уже можно читать ЗДЕСЬ
Чуть позже я поставлю и кино.
 
 
mitropolski
16 January 2012 @ 12:34 am
Один из самых необычных фестивалей современного джаза и новой импровизационной музыки стартует 1 февраля 2012 года. Программу фестиваля представляют исключительно российские музыканты, издающиеся на легендарном британском лейбле Leo Records. Более чем 30-летняя история Leo Records, основанного в 1979 году Леонидом Фейгиным в Лондоне, связана в первую очередь с неординарной личностью самого Лео, известного в эфире BBC под именем Алексея Леонидова. В 1973 году талантливый ленинградец, испытывавший, кроме прочего, страстную любовь к джазу и не менее яркую неприязнь к советскому устройству общества, оказался сначала в Израиле, а затем в Великобритании. В результате фирма Leo Records, декларирующая себя небольшой и независимой, уже четвертый десяток лет является очень важным мостом между "Империей периферии", по меткому обозначению России одним из экспертов, и всем остальным миром. Создатель компании Лео Фейгин постоянно подчеркивает ее малость и независимость, что дает определенные бонусы – исключает упреки в отсутствии огромных тиражей и суперуспешных продаж, гарантирует свободу выбора главы компании.


О фестивале и его участниках Читать дальше...Collapse )

Санкт-Петербург
1 февраля. JFC Jazz Club
Открытие фестиваля, День рождения Лео Фейгина.
Выступление трио Алексей Круглов – Алексей Лапин – Олег Юданов.
Приглашенные гости вечера – Андрей Кондаков – Владимир Волков – Вячеслав Гайворонский

2 февраля. Галерея экспериментального звука / ГЭЗ-21
Первое отделение - Лина Петрова
Второе отделение - трио Алексей Круглов – Алексей Лапин – Олег Юданов

Москва
3 февраля. Культурный центр ДОМ

Презентация фильма Лео Фейгина.
Первое отделение - трио Аркадий Шилклопер - Алексей Круглов - Олег Юданов.
Второе отделение - трио Андрея Разина "Второе приближение" (Татьяна Комова, Игорь Иванушкин)
Приглашенный гость вечера - Слава Ганелин.

4 февраля. Дворец на Яузе
Пресс-конференция Лео Фейгина, презентация фильма
Первое отделение - Сольный концерт Славы Ганелина
Второе отделение - Трио Слава Ганелин - Алексей Круглов - Олег Юданов.

Архангельск
5 февраля.
Клуб «Джаз-мастерская» (музей художественного освоения Арктики им.А.Борисова)
Пресс-конференция Лео Фейгина, презентация фильма, встреча с любителями.
Выступление Алексея Круглова и Art Ensemble (участники джаз-группы Архангельск разных лет)


После каждого концерта состоятся совместные импровизации всех участников. Намечена запись концертов фестиваля.


 
 
 
mitropolski
Очередная, 592-я программа "Бесконечное приближение", вышедшая в эфир 7 января, объединяет идею Рождества с фактом появления на свет в эти январские дни таких разных музыкантов, как композитор Александр Скрябин, флейтист Жан-Пьер Рампаль, гитарист Джон Маклафлин. Каждый из них сыграл важную роль в музыке XX века. У каждого из них есть непростые, но знаковые отношения с джазом, с импровизационной музыкой. На сайте "Радио России" появилась расшифровка программы, там ее можно читать, слушать и рассматривать.
 
 
 
mitropolski
Радио России. Автор и ведущий – Михаил Митропольский. Программа выходит в ночь с пятницы на субботу в 00:10 (повтор – той же ночью в 04:10). Адрес электронной почты программы mitropol@mtu-net.ru
http://www.radiorus.ru/section.html?rid=756

7 января 592-я программа "Бесконечное приближение" объединяет идею Рождества с фактом появления на свет в эти январские дни таких разных музыкантов, как композитор Александр
Скрябин, флейтист Жан-Пьер Рампаль, гитарист Джон Маклафлин.


14 января 593-я программа "Бесконечное приближение" отдает дань памяти музыкальному таланту тромбониста, пианиста, композитора, аранжировщика, бенд-лидера Боба Брукмайера. Наследие музыканта, ушедшего в мир иной 16 декабря 2011 года, даёт пищу для размышлений о путях эволюции джаза.

21 января 594-я программа "Бесконечное приближение" представляет гостей эфира: гитариста, председателя Эстонской джазовой федерации, педагога Яака Соояара и саксофониста Алексея Круглова, совершающих обширный тур по Европе с заездом в Россию (встреча вторая).

28 января 595-я программа "Бесконечное приближение" посвящена творчеству музыканта-новатора, саксофониста и бенд-лидера Сэма Риверса, которого не стало сразу после католического Рождества 26 декабря

 
 
 
mitropolski
Джаз-гостиная Михаила Митропольского "Импровизация нового века"
13 ноября, начало в 19-00

ЛЕО-КВАРТЕТ:
Алексей Круглов - альт саксофон и бассетгорн
Яак Соояар - гитара (Эстония)
Алексей Лапин - фортепиано
Олег Юданов - ударные, перкуссия

Еврейский культурный центр на Никитской
Москва, ул. Б. Никитская, 47/3 (495)787-45-60, (495)787-45-67

Цена билета: 500 рублей. Для студентов и пенсионеров скидка 50%.


Свое название этот квартет получил специально для выступления в цикле "Импровизация нового века". Все его участники одновременно и артисты прославленного британского лейбла Leo Records, известного своей андерграундово-фри-джазовой направленностью. Его история тянется с советских времен, когда музыку делали всей душой и кровью, когда в изданиях Лео Фейгина стали появляться великие опусы трио Ганелина, курехинские экзерсисы, а финальную ноту в советский период внес знаменитый "Документ", собравший авангардную элиту страны воедино. Разумеется российскими музыкантами лейбл не ограничился, мировую славу ему создавали издания Сесила Тейлора, Энтони Брэкстона, Эвана Паркера и многих других. Попасть в такой каталог, насчитывающий более 600 названий, честь немалая.
Саксофонист Алексей Круглов, композитор, постановщик, поэт, лидер "Круглого Бэнда"– формирования, не имеющего чёткой кадровой структуры, выступает во многих инструментальных и театральных проектах (В.Тарасов, Ф.Хаузер, И.Широков, Д.Крымов, В.Васильев), создает перформансы, играет академическую музыку.  За это время у него накопилось огромное число творческих проектов, которые трудно отнести к авангарду, скорее это постколтрейновская линия, осознающая перемены, которые произошли в музыки после смерти гения. В апреле 2010 года на Leo Records был выпущен первый диск Алексея Круглова на Leo Records Seal Of Time, а на сегодняшний день их уже четыре, причем поток положительных рецензий на них постоянно растет.
В значительной части проектов молодого саксофониста его партнером является архангелогородский барабанщик Олег Юданов, привносящий особые музыкальные краски в общее звучание, передающий бесценный опыт ветерана "нового джаза" молодому партнеру. Юданов в прошлом участник легендарной джаз-группы "Архангельск", выступает во многих международных и российских проектах. Тонкий и тактичный музыкант обладает самобытным звуком, манерой, стилем. Его история на Leo Records тянется еще с изданий "Архангельска", т.е. с прошлого века.
Питерский пианист Алексей Лапин в последнее время стал одним из самых востребованных музыкантов лейбла. Его можно слышать с Фрэнком Гратковски, Марком Тернером, Владом Быстровым, в собственном сольном проекте. Лапин ощущает свое джазовое
происхождение и называет своими кумирами Эрика Долфи, Телониуса Монка, Джона Колтрейна. Но свобода происхождения из "губернского города N", прекрасное владение современными музыкальными языками и отсутствие стремления к отождествлению себя с джазовым истеблишментом привела его в альтернативную питерскую музыкальную среду, а затем и на международную сцену новой импровизационной музыки.
Эстонский гитарист Яак Соояар появился в каталоге Leo Records в составе великолепного трио импровизаторов Free Tallinn Trio, а продолжил дискографию уже в ансамбле с Алексеем Кругловым (CD "Каратэ"). Яак Соояар меньше всего нуждается в представлении, он не последняя фигура в эстонском джазе, даже, возможно, первая, все-таки председатель Эстонской джазовой федерации, а кроме того, он педагог и первоклассный гитарист и в этом качестве он выступал и в России. Впрочем, не только в России – активного музыканта, владеющего разными языками современного джаза, можно было слышать во множестве европейских стран, в том числе - с международным трио Dynamite Vikings. Своему искусству Соояар учился в Таллинне, а в 90-е годы в Консерватории ритмической музыки в Копенгагене. Он много играет с самыми интересными импровизаторами Европы, от голландского ветерана барабанщика Хана Беннинка до молодой звезды литовского джаза, саксофониста Людаса Моцкунаса.


 
 
mitropolski


Andreas Schaerer

и его группа

Hildegard Lernt Fliegen (Швейцария)

с фантастическим перформансом

"Tales Wander"

Еврейский культурный центр на Никитской


9 октября, начало в 19-00



"Импровизация нового века"
 
    представляет Михаил Митропольский

Андреас Шерер (Andreas Schaerer) — вокал, композиция

Андреас Чоп (Andreas Tschopp) — тромбон, туба, сузафон
Маттиас Венгер (Matthias Wenger) — сопрано саксофон, альт саксофон

Бенедикт Райзинг (Benedikt Reising) — альт саксофон, баритон саксофон, бас кларнет
Марко Мюллер (Marco Mueller) — контрабас  

Кристоф Штайнер (Christoph Steiner) — барабаны, колокольчики, печатная машинка
Специальный гость — Марина Собянина (JAZZATOR) – вокал



Москва, ул. Б. Никитская, 47/3

(495)787-45-60, (495)787-45-67 (информация и бронирование билетов)   



       В ноябре прошлого года, находясь в состоянии восторга от выступления швейцарской группы Hildegard Lernt Fliegen,  я выразил смелую надежду на то, что "правительство страны, известной своим шоколадом, сыром, часами и проведенным в Цюрихе фестивалем советского авангарда снова поможет привезти этот суперсостав к нам". Оно действительно помогло. Помогает этому событию и Еврейский культурный центр на Большой Никитской, а также музыканты российской группы Jazzator.


                Ж  аль,   конечно, что концерты фантастических музыкантов в Москве, так же как и год назад, в их первый приезд в Россию не поддерживаются отечественными культурными институтами, но к этому мы уже привыкли. Надо заметить, что композитора и вокалиста Андреаса Шерера широкая московская публика узнала во время представлений оперы-импровизации «Боббл» Бобби МакФеррина, в условной труппе которой он играет одну из важнейших ролей. В секстете  «Хильдегард учится летать» он является лидером, причем совмещает Андреас несколько профессий – он вокалист, бит-боксер, шоумен, композитор, актер, дирижер, и вообще, держит на себе половину шоу. Три духовика группы по ходу выступления постепенно переходят из разряда ансамблевых музыкантов в иное качество – мыслящих солистов-импровизаторов с хорошей техникой. На троих – два альтсаксофона, тромбон, сюзафон, тенорсаксофон, бас-кларнет, сопрано. На второй линии фирменный ритм – контрабас и ударные, в том числе и пишущая машинка. Риффы, сложные тутийные места, забавные костюмы, мизансцены, шляпы, соло, легко переходящие от свинга к границам фри-джаза. У музыкантов страшное количество отрепетированного материала, а Андреас Шерер общается с залом, рассказывает множество баек, смысл которых понятен даже не знающему язык, впрочем, он порой переходит на языки более редкие, чем английский, а иногда и на вовсе несуществующие.     

    Нелегко обозначить стилистическо-жанровую принадлежность феерического перформанса, хотя с жанром проще – джаз-кабаре. А вот стилистика охватывает все – свинговые формулы, фри-джазовые эпизоды, боповый скэт, пение в духе Тома Уэйтса, метро-ритмическо-гармоническое дуракаваляние. Уже после прошлогодних концертов мне показалось, что Шерер довел до отточенности театрализованные шоу, которые устраивал в свое время Владимир Чекасин. Кстати, после первых российских гастролей выяснилось еще и то, что название группы не имеет никакого отношения к знаменитой средневековой монахине-композитору Хильдегарде фон Бинген. Также стало известно, что за это время музыканты исколесили с концертами всю Европу и Южную Африку, выпустили фильм и новый живой альбом, где присутствуют и записи с московских и питерских концертов 2010 года; а вокалист и композитор Андреас Шерер, лидер проекта, стал профессором по вокалу в Университете Искусств Берна, спел партию Сатаны в проекте известнейшего швецарского композитора Каспара Эвальдса («Paradis lost» - Exorbitantes Kabinett), выпустил еще четыре диска с собственными сайд-проектами и появился на дюжине других релизов в качестве гостя.   




 
 
 
 
mitropolski
11 August 2011 @ 03:05 pm

Еврейский культурный центр на Никитской

Москва, ул. Б. Никитская, 47/3
(495)787-45-60, (495)787-45-67
(информация и бронирование билетов)

15 - 18 - 22 сентября

МИНИ-ФЕСТ: Ветви джаза

представляет Михаил Митропольский

http://www.jcc.ru/events.php

Для большинства людей "джаз" стал ярлыком, причем каждый вешает его по своему разумению. Американский джаз был символом XX века, но в XXI он кажется анахронизмом. Традиционный джаз приятен, ностальгичен, в меру свободен и в меру комфортен. Но именно он дал импульс развитию другой свободной музыки, в которой воплотилось все самое поразительное из музыкальных открытий последних десятилетий. Музыка европейского джаза основана на переплетении различных музыкально-культурных слоев, включающих, в том числе европейскую академическую традицию, этническую музыку, джазовую идиоматику и пр. В Европе всегда относились к джазу более серьезно и внимательно, чем на его родине. И если в Америке джаз был создан, то развивается он в последнее время именно в Европе. Нередки случаи, когда творческие настроенные американцы обосновываются в Старом Свете. Туда же съезжаются поразительно интересные музыканты из Азии, Африки, Латинской Америки. Сотни фестивалей по всей Западной и Восточной Европе представляют красочный спектр музыки, которая волнует и поражает воображение знатоков и любителей, молодежи и старшего поколения.

В России, обладающей невероятным духовным потенциалом, некоммерческая творческая музыка нового времени представлена весьма скудно. Десяток – другой творческих коллективов не очень заметны на культурной территории крупнейшей европейской страны. Но именно они представляют наши высшие достижения и достойны влиться в общеевропейский музыкальный процесс.

Идея представления живой развивающейся музыки, реального импровизационного процесса легла в основу цикла концертов, проходящих регулярно в Еврейском культурном центр на Большой Никитской улице в Москве. Этот цикл, начинающий этой осенью уже свой 5-й сезон, носит название "Импровизация нового века" и идет в "JAZZ гостиной" джазового обозревателя Михаила Митропольского. В прошлые сезоны в рамках цикла можно было слышать дуэт Вячеслава Ганелина - Гершона Вайзерфирера (Израиль), проекты саксофониста Алексея Круглова с Игорем Широковым и Александром Пищиковым (Германия), вокалиста Бориса Саволделли (Италия), Moscow Art Trio Михаила Альперина и его же проект Stolen From Norway со скрипачем Вегаром Вордалом (Норвегия), проекты трио "Второе приближение" пианиста Андрея Разина (в том числе с саксофонистом Алексеем Козловым), ансамбль "Тригон" (Молдавия), ансамбль Kaulakau (Каталония), Питер-трио (Николай Рубанов, Алексей Лапин, Владимир Шостак), трио LöschelSkrepekZrost  (Австрия), проект Олега Киреева Sky Music, трио Red Planet (Литва – Дания). В декабре 2010 года был проведен первый МИНИ-ФЕСТ "СЧИТАЕМ ДО ТРЕХ…", участниками которого стали шведский контрабасист-импровизатор Жоэль Грип, дуэт "Крайние точки" пианиста Романа Столяра (Новосибирск) и саксофониста Леонида Сендерского (Санкт-Петербург), проект барабанщика Брюно Токанна Interstellar Overdrive (посвящение Сиду Барретту) (Франция).


 
Второй МИНИ-ФЕСТ «Ветви джаза» представляет музыкантов высокого уровня, на которых возлагаются особые надежды. Это новое поколение, это молодые музыканты. У них обостренное чувство восприятия действительности. Они многое знают, но стараются не повторять предшественников. У них есть собственное лицо. Здесь нет суеты и спекуляции. Здесь только попытка понять себя и окружающий мир. «Ветви джаза» — это три дня авторских программ музыкантов, следующих новыми путями джаза и импровизационной музыки. Это три дня, которые должны немного изменить и нас с вами. За это время нам предстоит услышать Horizon Duo: Роксана Смирнова (Одесса) (ф-но) – Тамара Лукашева (Германия) (вокал); дуэт Татьяны Балакирской (вокал) – Алексея Наджарова (ф-но); дуэт Ивана Невзорова (кларнет) и Алексея Чичилина (гитара); авторский проект Алины Ростоцкой (вокал); Проект Ильи Белорукова (саксофоны, кларнет) (Санкт-Петербург); проект Jazzator (Марина Собянина - вокал, фортепиано, композиция, Сергей Балашов - барабаны, игрушки, Олег Маряхин - баритон-саксофон, Андрей Бессонов – кларнет)

 

 
 
mitropolski
Часть 10
Части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Радио

Одним из основных источников информации для послевоенных поколений советских джазменов был "Голос Америки" и программы Уллиса Коновера. В этих программах порой звучали и записи из СССР, но о "новом" джазе говорить было рано. Реальный вклад в распространение записей авангарда делал с 1974 года советский эмигрант Леонид Фейгин на Русской службе Би-Би-Си, где он вел джазовую рубрику под псевдонимом Алексей Леонидов. Позже стали доступны другие передачи Би-Би-Си – программы Джералда Вуда (Ефима Барбана) и Алека Кана. Что касается российского радио, то в 90-е годы джазовые программы начали распространяться довольно эффективно. Многие из непрофильных радиостанций считали приличным "гонять" джаз в своем эфире. Специализированные передачи шли на "Маяке", "Юности", Радио России, женской радиостанции "Надежда", неформатной радиостанции "Ракурс", радио "Говорит Москва". Однако нужно заметить, что различного рода авангардные экзерсисы плохо приспособлены к условиям слушания музыки по радио. Это обстоятельство постепенно стало усугубляться и расширяющимися возможностями получения музыки посредством интернет-ресурсов. В силу этого, а также из-за коммерческой бесперспективности широкий спектр импровизационной музыки можно было обнаружить только лишь в программах Дмитрия Ухова, Андрея Соловьева и автора настоящей статьи. В последние годы лояльную по отношению к авангардной музыке политику проводит, как ни странно, государственная корпорация ВГТРК, в которую входит Радио России и Радио Культура. Соответственно, программы Дмитрия Ухова "Домашняя музыка" и "Хождение за три моря", а также "Бесконечное приближение" Михаила Митропольского исчерпывают список программ, содержащих новоджазовый материал в столичном вещании. В Екатеринбурге выходит программа "Джазовая энциклопедия" Геннадия Сахарова, ориентирующегося на творческую музыку. В середине 90-х можно было слышать и видеть радикальную музыку в телеэфире (программы "Тишина #9" Татьяны Диденко, «Джаз-Тайм» Святослава Чекина). Это были годы, когда власти, увлеченные открывшимися перед ними закромами Родины, совершенно забыли о цензуре.

Read more...Collapse )