?

Log in

No account? Create an account
mitropolski
Часть 9
Части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Издания "новой" музыки

Одним из странных знамений нового времени стало почти полное отсутствие печатных и электронных изданий, посвященных новому джазу и новой импровизационной музыке. В советские времена "самиздатовские" выпуски ленинградского журнала "Квадрат", редактируемые Ефимом Барбаном, ходили по рукам и читались тем немногочисленным сообществом людей, которое волновали теоретические проблемы в сфере этой музыки и рецензии на новые издания в той же сфере. Кроме специализированного журнала, материалы, связанные с новой импровизационной музыкой, иногда появлялись и в других печатаемых на пишущей машинке изданиях вроде "Панорамы" – бюллетеня джаз-клуба МВТУ им. Баумана. В 1988 году в режиме перестройки и открытия шлюзов энтузиасты из Советской Федерации джаза решились на издание настоящего журнала "Джаз", который в силу специфического подбора редакторских кадров (пианист и журналист Олег Молокоедов, адепт нового джаза Николай Дмитриев) оказался ориентирован на новоджазовые реалии. Да и полуреволюционная обстановка того времени толкала журналистику вперед, к дальним горизонтам. Но из-за финансовых проблем и внутренних разногласий на свет появилось только три номера упомянутого журнала. После долгого перерыва, благодаря появлению новых возможностей интернета по инициативе Петра Ганнушкина и при участии Кирилла Мошкова возник мощный интернет ресурс www.jazz.ru. В дальнейшем бремя поддержки и развития этого ресурса и еженедельного журнала в его рамках под ироничным названием "Полный джаз" легло на Главного редактора Кирилла Мошкова. В декабре 2006 года его же усилиями вышел в свет первый номер печатного издания "Джаз.Ру". При том что и интернет-издание и печатный журнал существуют давно и стабильно, новому джазу и прочей немэйнстримовской музыке в них уделяется лишь эпизодическое внимание, что можно понять, учитывая широкий круг задач, решаемых этими изданиями. Однако сфера эта остается без какой либо заметной информации, критики, аналитики и т.д.

 

Read more...Collapse )

 

 (продолжение следует)

 
 
mitropolski

Часть 8

Части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Места обитания "новой" музыки

Географически новую импровизационную музыку можно обнаружить в столь небольшом числе российских городов, что для их подсчета хватит пальцев одной руки – в Москве базируются Сергей Летов, трио "Три О", Аркадий Шилклопер, трио Андрея Разина "Второе приближение", Алексей Круглов и "Круглый бэнд". В Санкт-Петербурге можно обнаружить Владимира Волкова, Вячеслава Гайворонского, Эвелину Петрову, Алексея Лапина, в Смоленске Владислава Макарова, в Новосибирске живет Роман Столяр, Сергей Пронь в Екатеринбурге.

Т.н. альтернативная музыка, в которой примитивные андерграундовые музыкальные перформансы пограничных с рок-культурой, электроникой, амбиентом, ноизом и др. направлений самым диким образом перемешаны с творческой новой импровизационной музыкой, оказывается в молодежных клубах, малоприспособленных для восприятия музыки как таковой. Таких клубов в той же Москве в разное время было немало, к ним принадлежат "Проект ОГИ", «Бедные люди», «Оракул божественной бутылки», "Мастерская", "Китайский летчик Джао Да". Единственным примером государственной организации, направленной на поддержку нового искусства является Государственный центр современного искусства, деятельность которого одновременно ограничена этой государственной зависимостью.

 

Read more...Collapse )

 

 (продолжение следует)

 
 
 
mitropolski
Часть 7

Персонажи "новой" музыки в России сегодня

На современной сцене новой музыки в России осталось не так уж много персонажей и художественных групп, ведущих свою историю из Советского Союза. Впрочем, сменяющее их поколение тоже трудно считать многочисленным. Пожалуй, самый мощный творческий импульс продолжает исходить от объединения двух выдающихся питерских музыкантов Вячеслава Гайворонского (труба, композиция) и Владимира Волкова (контрабас). Вячеслав Гайворонский часто выступает в качестве идеолога и композитора. Его богатая история включает много сцен от яркого программного тематизма до постмодернистских коллажей, от звучания изломанной трубы хирурга-акушера чеховского типа до спиралевидного возврата к Баху. Владимир Волков, изначально нацеленный на академическую музыку, очень многое получил от своего старшего партнера, но затем, будучи очень открытым музыкантом, наращивал свой исполнительский эстетический арсенал в огромном числе проектов. В последние годы Волков является как инициатором, лидером собственных проектов, таких как, например, ВОЛКОВТРИО, так и участником многих международных стабильных или спонтанных ансамблей, в которых он играет вместе с Владимиром Тарасовым, Андреем Кондаковым, Аркадием Шилклопером, Сергеем Старостиным, Леонидом Федоровым, Молой Силлой, Дафером Юсефом, Недом Ротенбергом, Саинхо, Казутоки Умезу и многими другими музыкантами.

Read more...Collapse )

  (продолжение следует)


 
 
mitropolski

Часть 6

Части 1, 2, 3, 4, 5

Судьба "новой" музыки после перестройки

После распада СССР сошел на нет миф о советской «новой музыке», не только из-за затухания политического интереса к стране, но и из-за исчезновения со сцены мифологизированных музыкантов. Уехали Анатолий Вапиров, Михаил Альперин, Вячеслав Ганелин, умер Сергей Курехин, представления Владимира Чекасина стали нести меньшую музыкальную нагрузку. Известное падение интереса к авангарду критик Дмитрий Ухов объясняет в том числе и описанным экзистенциалистами еще в 40-50-е годы феноменом "бегства от свободы", когда свобода выбора приводит к выбору и без того "близлежащего" - самого простого, насущного, то есть коммерчески беспроигрышного и не требующего небанальных творческих решений.

Read more...Collapse )

 

 (продолжение следует)

 
 
 
mitropolski

Часть 5

Части 1, 2, 3, 4

Коммерциализация джаза в постперестроечное время

 Волна эйфории от внезапно возникшей свободы и интереса, который вдруг стал проявлять Запад к нашим джазменам и, в частности, авангардистам, довольно быстро схлынула. Для этого понадобилось меньше 10 лет. Это были годы за которые произошла поразительная метморфоза сознания молодого поколения – юноши и девушки, мечташие быть физиками, актерами, поэтами, стали планировать освоение профессий бандита и проститутки. За это время структура джазового сообщества, сфера бытования джаза, система приоритетов в российском джазе тоже претерпела серьезные изменения. Постепенно сформировались джазовые кланы, поделившие джазовый коммерческий рынок на части. Этот рынок оказался полностью ориентированным на коммерческий продукт. Во времена социализма джазовая географическая карта тоже имела регионы влияния, но тогда это деление отражало личность и приверженность определенной стилистике влиятельного джазового функционера, определявшего джазовую политику. 

Read more...Collapse )

 

  (продолжение следует)

 
 
 
mitropolski

Часть 4

части 1;2;3


Новый джаз во время Перестройки. Не тут то было

Эйфория, поддержанная западными продюсерами, клюнувшими на слова "Перестройка, Гласность, Горбачев", распространилась и на джаз. Немало российских джазменов на этой волне отправились искать музыкантское счастье на Запад. Среди них были и деловитые представители мэйнстрима (Игорь Бутман, братья Ивановы), и музыканты нового джаза, не верившие в счастливую перспективу на родине (Вячеслав Ганелин, Михаил Альперин). Открывшиеся шлюзы перестройки породили новые возможности. Из самых солидных начинаний, связанных с перестройкой, нужно отметить фестиваль "Альтернатива", который первоначально был затеян пианистом Алексеем Любимовым для освоения радикальных направлений академического авангарда. Позже этот фестиваль расширил рамки, обращаясь к авангарду в джазе, роке, к электронной музыке. Вначале к нему имел отношение "Союзконцерт", имевший связи с бывшими союзными республиками. Но после распада Советского Союза разрушилась финансовая система концертных связей, и фестиваль "завис". В 1992 году его спасло финансирование радиостанцией, на которой Дмитрий Ухов вел концерты. Он-то и подхватил падающую "Альтернативу". По его собственным словам. фестиваль - взгляд на то, что остается за бортом массовых коммуникаций и культурного истеблишмента вообще. Во время перестройки возникло и уникальное агентство "Агентство", воспользовавшееся открытием клапанов и явившее организационный талант Главного агента "Агентства" Николая Дмитриева (1988 год).

 

Read more...Collapse )

 

 (продолжение следует)

 
 
 
mitropolski

Часть 3

части 1; 2


"новый" джаз

Семидесятые годы обозначились интересом к джазу иной эстетики, или, как его начали позже называть, "новому джазу".

Эксперт Владимир Корнеев: Волна нового джаза в 70-х была подготовлена в 60-е. Это было отражением общих тенденций в мировом джазе, когда многие представители классического джаза и мэйнстрима в США и Европе прошли через "фри-фазу" под влиянием представителей первой волны авангарда – Джона Колтрейна, Орнетта Колмана, Альберта Айлера. Я помню высказывание члена квартета Дейва Брубека (в аннотации к одному из компакт-дисков), где он говорил, что в Европе в 70-х "чем 'левее' ты играешь, тем больший успех у публики". Это было знамение времени. И наши музыканты в 60-х и 70-х испытали это влияние, но к нам оно пришло как обычно несколько позже. Под влиянием Колмана находился квинтет Геннадия Гольштейна-Константина Носова (что заметно на их пластинке "Время пришло"), влияние позднего Колтрейна испытали Александр Пищиков и рижский саксофонист Вадим Вядро (позднее эмигрировавший и записавшийся на фирме ARISTA в составе американского ансамбля). "Фри-фазу" прошел Алексей Козлов, достаточно послушать неизданную запись его квартета с Александром Пищиковым и Юрием Маркиным. 

 

Read more...Collapse )

 

 

 
 
mitropolski
Часть 2
часть 1

история

 Не имея ввиду анализировать историю джаза в общем виде, замечу, что этапы становления джаза в России не соответствуют главам книги истории этой музыки в мировом масштабе. Хотя, конечно, распространение би-бопа не могло случиться раньше времени процветания больших оркестров. Но говорить о судьбах новой музыки в СССР и в России, не пройдясь хотя бы намеком по истории джаза там же, мне не предоставляется возможным. Ведь то, что происходит сегодня, есть следствие многочисленных "вчера". А эти вчера в нашей стране весьма специфичны.

Итак, первВалентин Парнахые же годы советской власти открыли все клапаны для революционного искусства, всплеск которого в начале XX века испытывал весь мир. Идеологические контроллеры еще не успели очнуться, а в стране уже бурным цветом расцветали авангардные живопись, поэзия, театр и музыка. В этом потоке, почти сразу после того как в 1919 году игра Сиднея Беше очаровала швейцарского дирижера Эрнеста Ансерме, живший в Париже русский поэт Валентин Парнах вернулся после окончания гражданской войны в Москву, захватив с собой набор инструментов джаз-банда - саксофон, банджо и саквояж с тем, что мы теперь называем перкуссией. 1 октября 1922 года состоялся концерт "Первого в РСФСР эксцентрического оркестра – джаз-банда Валентина Парнаха". Во времена революционного искусства 20-х годов джаз-банд естественным образом вошел в авангардные театральные постановки. Им заинтересовались Сергей Эйзенштейн и Всеволод Мейерхольд, в спектаклях которого несколько лет участвовал джаз Валентина Парнаха. В 1923-24 годах функционировал "Первый экспериментальный камерный синтетический ансамбль", в состав которого входила консерваторская молодежь, режиссер Леонид Варпаховский и пианист Лев Оборин. Через увлечение джазом прошли композитор Дм.Дм.Шостакович и физик Л.Ландау.

В общем восторженном хоре отзывов на необычную музыку уже тогда начали появляться идеологические сентенции относительно "мерзкого буржуазного происхождения джаза".

Read more...Collapse )

(продолжение следует)

 
 
 
mitropolski

Часть 1

Инфраструктура таки определяет сознание.

 

предисловие

Мне представляется, что необходимость обзора истории творческой линии в отечественном джазе не только возникла, но уже и несколько запоздала, особенно учитывая, что в последние годы российский джаз почти целенаправленно покидает нишу творческого отношения к музыке. Эта тенденция идет рука об руку с заботой о росте материального благосостояния главных персонажей нашей джазовой сценой. Все это отталкивает от "джазового официоза" не только творческую молодежь, но вызывает беспокойство и у тех представителей старшего поколения, для кого эта сфера сохраняет былую притягательность в качестве одной из ветвей настоящего искусства. В первую очередь я хочу поблагодарить британского издателя Лео Фейгина, которому принадлежит идея этого обзора, греческого культуролога Спироса Маркетоса, поддержавшего тему взаимодействия джаза и государства для конференции в г. Салоники, а также российского джазового эксперта Владимира Корнеева, высказавшего ряд ценных замечаний, которые учтены мной в предлагаемом тексте. Надеюсь, что список тех, кто добавит свои замечания и внесет поправки в этот текст, будет расти, а сам текст будет меняться со временем.

введение

Хочу сразу заметить, что импровизация, о которой пойдет речь, это максимально выраженный творческий процесс в режиме текущего времени, к какому бы жанру, стилю, наконец, виду музыки этот процесс ни относился.

Read more...Collapse )

 

 (продолжение следует)

 
 
mitropolski
30 April 2011 @ 09:59 am
На сайте Радио России появилась текстовая версия программы о безумно талантливом музыканте, оказавшемся вне "прямой джазовой дороги".
Речь идёт о музыке не вполне обычной, музыке для глубокого вслушивания. И в ней иногда возникало имя музыканта, к которому автор относится с большим почтением. Это американский джазовый кларнетист и саксофонист Джимми Джюффри (Jimmy Giuffre).

Дальше еще интересней...Collapse )